Конвенция о запрещении химического оружия, КЗХО (тж. Конвенция о химическом оружии, КХО[5]) — соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия. Её полное название Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.
Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено[6]. Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.
К ноябрю 2013 года 190 государств являются участниками этой Конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её[1].
Ключевые пункты Конвенции
«Речь фактически идет о потенциальном нарушении договора о запрещении разработки химического оружия, на котором основана ОЗХО. Конвенция устроена таким образом, что вопросы потенциального ее нарушения должны подниматься одной из сторон договора. Без инициации процесса со стороны какой-либо из стран ОЗХО не будет ничего делать. Если такой процесс будет инициирован, специалистами ОЗХО может быть организована инспекция по запросу.
Кроме того, может начаться дискуссия по этому вопросу в Секретариате директивных органов — скорее всего, так оно и будет. Это, очевидно, будет обсуждаться во время второй части конференции стран-членов, которая будет проходить в апреле. Там же, конечно, будет обсуждаться и Сирия, так что можно ожидать очень горячую дискуссию.
Что же может сделать ОЗХО? Существует недавно созданная Команда расследования и идентификации (Investigation-identificatio team, IIT), но, насколько я понимаю, в данном случае она не может ничего предпринять, так как ее мандат распространяется только на территорию Сирии. Ее можно привлечь еще и в том случае, если сама страна, на территории которой произошло использование химического оружия, об этом попросит — то есть Россия сама должна будет инициировать расследование, чтобы им занялась IIT, но ни одна другая страна этого сделать не сможет.
Тем не менее другие страны все равно могут использовать девятую статью для того, чтобы поднять вопрос о возможном несоблюдении Конвенции. В таком случае механизм требует сначала консультаций, которые, конечно, могут не дать результата. И тогда может быть сформирован орган, который займется расследованием — но как это будет происходить, и будет ли вообще, пока не понятно. Все это совершенно новая территория с точки зрения практики ОЗХО, никакие из этих механизмов до сих пор в действие ни разу не приводились.
Расследование было опубликовано буквально пару дней назад, и поэтому никакой реакции от официальных органов стран-членов мы пока не видели, я думаю, она последует в ближайшее время. Атмосфера в ОЗХО уже довольно напряженная, что видно по голосованию по бюджету. Вопрос может быть вынесен на Совет Безопасности ООН — без особых перспектив, конечно, из-за права вето, которым обладает там Россия. Но дискуссия все равно может состояться. Есть еще, конечно, механизм расследований, которые может инициировать генеральный секретарь ООН — это было использовано в случае Сирии, поскольку она не была членом ОЗХО, — но Россия, в отличие от Сирии, является полноправным членом ОЗХО. А значит, расследование наверняка будет организовано в рамках самой организации. Как бы то ни было, в любом случае все будет зависеть от желания или нежелания других стран эскалировать ситуацию, а будет ли это желание и в какую сторону будут развиваться события, я предсказать не берусь.»
Марк-Михаэль Блум, биохимик, много лет проработал в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и участвовал в расследовании отравления Скрипалей
«В начале было слово ...»
Как по мне, то если бы я кого-то хотел убить, то нашел бы проф. киллера, бомжа, наркомана или ДТП… Зачем 3 года следить (ездить)?
Зачем 3 года следить (ездить)?
Ну наверное ты не разбираешься в ОРД…
А химики и врачи тоже разбираются?
ОЗХО создано как механизм, разрешающий конфликты между государствами в случаях, когда одно государство применило ХО против другого государства.
Добровольное отравление Лелика паленкой, даже если паленка на основе Новичка, не подпадает под механизмы ОЗХО.
Теоретически, какое-нибудь государство из членов ОЗХО может обвинить Россию в производстве ХО, для дальнейшей инспекции производства, и тут полно заглотов, готовых подписаться под кляузой. Но… Надо будет приложить доказательства и указать конкретное производство и конкретную формулу. А вот тут проблема.
Но даже если есть в Ингушетии самовар, на котором сейчас варят паленку с новичком, есть видео процесса, геопривязка и ФИО фигурантов — тут есть другая проблема. Те же заглоты уже облажались с Сирией и касками. И всю администрацию ОЗХО Россия с тех пор возит яйцом по стекловате. Так что даже если будут основания (а их нет и не будет, как мы знаем) — администрации ОЗХО выгоднее будет разменять этот компромат на возврат своего яйца…