Всем привет! Сделал небольшой обзор замечательной российской компании под названием Сургутнефтегаз. Сразу предупреждаю: я сторонник покупки только привилегированных акций, обыкновенные частному инвестору считаю неинтересными (хотя спекулянты резвится в них любят).
Сургутнефтегаз вместе со своими дочерними обществами занимается разведкой, добычей, переработкой и продажей углеводородов. Компания ведет разведку нефти и газа в Западной Сибири, Восточной Сибири и Тимано-Печорских провинциях России.
Начнем с операционных показателей. Как правило, они стабильны.
Финансовые показатели, тут важно смотреть не только на денежный поток от операционной деятельности, но и количество денежных знаков в иностранной валюте на счету и влияние ее переоценки квартал/к кварталу т.к. от э того зависит количество рублей в
дивидендах на привилегированную акцию. Но сначала результаты по МСФО.
Раньше выкладывали расширенные версии полугодовых отчетов по МСФО, поэтому довольствуемся показателями EBITDA, CAPEX и OCF до конца 2019.
В целом, выглядит стабильно прибыльной компанией, в том числе и на операционном уровне.
Капитал 4.7 трлн. рублей при капитализации 1.5 трлн. рублей.
Посмотрим на финансовые показатели из отчетов по РСБУ.
Согласно Уставу Сургутнефтегаз обязуется выплачивать дивиденды по привилегированным акциям в размере не менее 10% чистой прибыли, разделенной на число акций, которые составляют 25% уставного капитала, при этом не менее дивидендов по обыкновенным акциям. Базой выплат пока остается чистая прибыль по РСБУ. По префам можно расчитывать на 7.1% от прибыли по РСБУ и на 0.60 руб. на акцию в случае убытков. В прибыль РСБУ попадает переоценка долларовой кубышки, поэтому курс доллара на 31.12 каждого года очень важен для вычисления этих дивидендов.
Посмотрим историю дивидендых выплат с 2000 года.
Одним глазом посмотрим ситуацию с действиями Фондов в отношении компании – входят или выходят?
С виду все нормально, Фонд Карнеги и ВТБ Капитал (что-то знают?) докупают.
Роль СЕО в Сургутнефтегазе.
Я читал много похожих разборов уважаемых мной аналитиков. Почти все они считают, что Владимир Леонидович должен немедленно раздать накопленную долларовую кубышку текущим акционерам (особенно если эти аналитики вчера в этот список влетели), иначе он жулик и не выполняет свои обязательства перед акционерами. Я так не считаю, Владимир Леонидович – крепкий директор старой закалки, прошедший славный путь от бурильщика до директора предприятия.
Почему он держит доллары на счету, а не активно скупает различные активы или не выплачивает все на дивиденды? Потому что компания принадлежит тем, кто ее строил несколько десятилетий, и основные акционеры – работники предприятия еще с советских времен. Учитывая текущие крайне низкое пенсионное обеспечение от государства, Владимир Леонидович взял на себя стабильное денежное обеспечение бывших и будущих работников компании – через прогнозируемую доплату дивидендами тех или иных денежных средств, которые компания зарабатывает. На привилегированные акции всегда платят строго по уставу.
Понятно, что Сургутнефтегаз в плане лояльности и открытости – не Лукойл, но в плане отношения к акционерам – не Роснефть с фразами «это все наши деньги». Владимир Леонидович живет в Сургуте, а не Куршевеле. Несколько знакомых работают в Сургутнефтегазе и живут в Сургуте – получают достойную заработную плату и уверенность в завтрашнем дне, а город не похож на Норильск с его ржавыми трубами и едким дымом вокруг.
Перспективы: перспектив роста добычи, операционных показателей или органического роста у компании практически нет, скорее всего так и останется полная стабильность показателей и дивидендных выплат по уставу. В поглощение Роснефти пока не верю – нету предпосылок, скорее больше шансов быть поглощенными у Татнефти и Лукойла, но там основные акционеры тоже не лыком шиты.
Выводы: компания крепкая, имеет иммунитет к девальвационным шокам и отрицательной цене на нефть благодаря долларовой финансовой составляющей на счетах (3.5 трлн рублей) при капитализации в 1.6 трлн рублей – акционеры могут чувствовать себя в безопасности и спокойно спать по ночам. Я держу и периодически докупаю привилегированные акции Сургутнефтегаза, т.к. считаю это хорошим вложением в актив, который линейно выигрывает при росте курса USD/RUB. Покупать ли акции сейчас – я не знаю, наверное, я бы не покупал (основная позиции у меня собрана на 35-36 рублей), но минимальная цель к дивидендной отсечке – 45 рублей и дивиденды в 5-6 рублей (будет проще спрогнозировать 31.12.20 по курсу рубля).
Когда Владимира Леонидовича спросили, что Сургутнефтегаз ждет в будущем – он ответил «Нормально, все будет нормально», и, знаете, я ему верю.
Спасибо за внимание!
P.S. С удовольствием читаю интервью Богданова (хоть их и мало), вот например из недавних выступлений, такие слова дорогого стоят (тем более когда подкреплены делом):
– Я горжусь нашим коллективом! Я хочу выразить слова благодарности каждому сотруднику нашей компании, каждому, кто позволяет большому кораблю под названием Сургутнефтегаз, какие бы ни были волны, стабильно плыть заданным курсом, плыть так, чтобы все пассажиры этого корабля чувствовали себя хорошо. Говорю немного образно, но это так. У нас, действительно, в каждой капле добытой нефти сосредоточен труд нашего многотысячного коллектива и наших смежников. Мы с вами многое успели сделать, прошли разные этапы, с честью преодолевая трудности. Благодаря уровню знаний, профессионализму, упорству, ответственности, которые характерны для нас, что и отметили поздравляющие сегодня нас люди, нам и дальше по плечу решение поставленных задач. Мы обязательно их выполним в полном объёме. Мы гордимся тем, что наши ветераны до сих пор работают вместе с нами, показывают, как надо относиться к своему труду. С большим удовольствием вручаю сегодня заслуженные награды им за трудовую доблесть. Радует, что более трети сотрудников Сургутнефтегаза – это молодёжь, люди до 35 лет, которые уже профессионалы высокого класса. Это наше будущее. Поэтому сегодня мы чествуем и лучших по профессии. На нашем предприятии во главе – человек труда. Так было и так будет всегда.
Как Вы полагаете, почему компания перестала публиковать свои полугодовые отчёты по МСФО?