Интро
Начнем с анонса. То, что меня сподвигло наконец продолжить серию статьей (раз, два). Кто не читал, лучше начать оттуда тк контекст довольно широкий.
Это будет лонгрид. Я постарался написать интересно, но я вас предупредил заранее — лонгрид! :)
Ну что. Не прошло и 8 лет. А это срок того самого автомотив цикла, о котором я рассказывал. Меньше чем за 8 лет большие дяди серьезные изменения делать не умеют. Ну и Даймлер убрал таки наследие 90х годов — «Command' в своей флагманской тачке: S-Classe! Вот скрин с первых ютуберских тестдрайвов.

Чувак благодарит своих богов, что в машине за 130 тыс евро убрали наконец панель с тысячей кнопок и поставили нормальный тачскрин, оставив только самые первостепенные кнопочки. Может быть даже сделали удобный UX интерфейс. А может отложили его еще на 8 лет, пока не знаю. Наши парни в Германии уже записались на первые тестдрайвы — обещали рассказать.
На что похожа компоновка? Правильно, на Теслу. И на Вольво xc90 конечно :) Как по мне вольва даже покруче )

Разница только в том, что там дисплей встроен в торпедо, а в мерсе нет. Хотя с другой стороны — не очень то много и вариантов расположения этого телека в поле зрения водителя. Отдельная тема — приборка. Я не знаю, пока не сидел, но выглядит как что-то неудобное. Явно видно что они не смогли ее скомпоновать внутри торпедо изза хада дополненной реальности огромного объема. Но хад дополненной реальности перформит очень круто, судя по ролику. Но это мы опустим, это нам не очень важно.
Ну что тут скажешь. Поворот в сознании произошел, ребята потупили как обычно примерно 10 лет и что то выдали. На задних сидениях планшеты, синхронизация с головным юнитом, куча каких то фич — я еще не изучал. Но это не поможет даймлеру.
Главное — для кого все нынешние ОЕМы делали и будут делать машины и ПОЧЕМУ ТЕСЛА МОЖЕТ СТОИТЬ ДОРОГО.
Давайте сразу определим. Я не знаю ответ на вопрос „дорого это сколько?“. И такого ответа тут не будет. Я могу только рассуждать о предпосылках как инвестор. Каких? Ну во первых тех которые были в первых частях. И еще — какой объем авторынка есть на данный момент, сколько из него может откусить Тесла, насколько подешевеют изза этого игроки которые сейчас на этом рынке… ну и в таком вот духе.
Давайте разберемся зачем вообще человек покупает машину? В общем виде всё сводится к двум назначениям — транспортное и драйверское. Драйверское это получение кайфа от рулежки машины. Я вот например куда больше люблю вести машину, чем сидеть пассажиром. Сидеть это дико скучно. А водить для меня это своего рода медитация. Да, я немного устаю физически если ехать далеко. Но ментально я себя чувствую лучше чем до этого тк почти мозг следит за дорогой какой то небольшой частью, а остальная никак не занята в этот момент.
Еще есть назначение ПОНТЫ. Но я это объединяю в драйверское направление, тк в общем виде понты это тоже получение удовольствия от владения и использования. Но так писать долго поэтому — драйверское. Первая это про то что бы возить свое тельцо из пункта А в пункт Б. Вторая это получать удовольствие от рулёжки и владения тачкой. Вот и всё. Иногда это совпадает, а иногда нет. Есть люди которым нужна только первая функция- возить картошку с дачи, ребенка в школу а себя на работу, ну или по долгу службы. Но есть и те у кого вообще 2-3 машины, и 2 из них куплены для всяческих кайфов.
И весь автопром уже поделен по этому назначению и жил так довольно давно. Где все нашли свою нишу.
типа тебе ездить — вот тебе Тоета, Форд, Шевроле, Шкода/Вольксваген, и Хуюндай всех подвидов
рулить и понтоваться — БМВ, Ауди, Мерс итд
все понятно вроде и все машины делаются соотв-но этой модели
И вот я практически уверен, что в этой клиентской модели грядет большой шухер:
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Максим Рубченко. Социологи бьют тревогу: во взрослую жизнь вступают представители поколения „зет“, которые кажутся пришельцами с другой планеты. Уж слишком сильно их интересы и жизненные ценности отличаются от того, к чему привыкли старшие поколения.
Оттуда же:
Эксперты в один голос твердят, что поколение Z кардинально изменит наш мир. Неприятие ими каких-либо иерархий и официальных авторитетов грозит потрясениями в политике, приверженность „ответственному потреблению“ создает проблемы для экономики, а особенности социального поведения гарантируют острый кризис рождаемости во всех развитых странах.
И еще:
В России ситуация усугубляется традиционным статусом преподавателя как непререкаемого авторитета, сомневаться в компетентности которого запрещается. Между тем новое поколение вообще не признает авторитетов и иерархий.
Еще от меня из разных источников:
Короче интересные ребята. Это все конечно очень усредненные выводы, основанные на статистике, на опросах. Есть разные персонажи понятное дело. Но и загонов конечно у них тоже хватает своеобразных. Например гаджетомания, которая приводит к тому что для них традиционные способы знакомства и заведения пары становятся неприятными и диковатыми. Ну или „клиповое мышление“- их казалось бы феноменальная способность к фокусировке сразу на нескольких делах, играет с ними злую шутку. Дофаминовая система мозга постоянно „расфокусирует“ его, и они не способны по долгу держать концентрацию на каком то деле.
Я изучаю поколение Z. Уделяю этому время по простой причине — надо понимать как они действуют, размышляют и как будет складываться их потребление.
Вот я почитываю тут:
ну и книги тоже никто не отменял.
Дык вот. Есть такой факт, что для этого поколения достаточно сильно снизился порог „зашквара“. Ну то есть, оценка себя глазами общества стала отходить для них на второй план, и уступать место оценке себя своими глазами. Это если заумно, а если попытаться по простому, то зашквар это вроде слова из нашего детства „западло“. Только западло это крайнее выражение зашквара. Скажем так, западло это подмножество зашквара.
Им не зашквар:
Короче им в целом очень многое не зашквар. В основном потому что они не признают авторитетов. Это сделал интернет- они выросли в окружении когда они мнение любого чела в ютубе или соц сети могли легко оспорить, а рядом в это время нет взрослых которые дали бы подзатыльник и сказали бы „тебя кто вообще спрашивал, стой помалкивай сопля мелкая!“. Они выросли в среде где если ты не уважаешь мнение другого ты быстро становишься изгоем, тролем итд. Для них это важно, это делает их цельными и они просто так уже от этого профита не откажутся.
Так, немного важного про Зетов я сказал, а вы запомнили. Они еще только-только начинают зарабатывать первые деньги. Но это вопрос ближайщего будущего. Теперь с этим вот вернемся к тачкам.
Есть такое мнение популярное, что вот сейчас автопроизводители раскачаются, выпустят свои EV и Тесле ну просто хана. Вася Оленников это говорит чуть ли не в каждом сюжете где упоминается Тесла. Что вот мол немцы щас как жахнут! Но это не так!
Во первых им еще несколько лет нужно чтобы осознать что вообще произошло.
Во вторых „Другие EV“ существуют уже достаточно давно:


И еще штук 10-20 в Китае.
Но суть в том, что есть много EV, но хотят то Теслу! Даже в Китае где масса внутренних игроков!


Почему? Потому что сложилось мнение что Тесла это крутая электротачка- гаджет: удобный, надежный, простой, и с поддержкой. при этом красивая, и интуитивно понятная для расфокусированного Z — чувака. И главное потому что есть ожидания что туда будут доставлять интересные сервисы и фичи потому что пора :
Помните как на заре рынка смартфонов выбирался продукт с учетом того какой есть маркетплейс, апы, поддержка? iOS/Andoid/Windows ?
Раньше также выстрелил айфон. Было много смартфонов, но почти все хотели айфон тк он простой, удобный, надежный, красивый и с хорошей поддержкой. Хейтеры понятное дело доебывались что он только „красивый“, но это было объективно не так уже начиная с iphone 3g. Большая часть из них потом втихую сами пересели на айфоны иначе бы откуда был такой рост их продаж в последующие года :)
У них не было в качестве основной цели один раз продать смартфон. Целью было — затащить в стор, и качать бабло оттуда ПОСТОЯННО. Что они и весьма упешно делают. ЭТО бизнес-модель эпл) Перестал расти стор? Добавим Apple Arcade, AppleTV и еще бог весть чего
При этом прежний мощный плюс автопрома — бренд и марка — могут и не сработать. Помните? Отсутствие авторитетов! Скорее всего, у новых клиентов уже нет дефолтных представлений, что мерс или ауди это вот очень круто, а все остальное зашквар. Нет, скорее всего они будут с интересом (и с оглядкой) пробовать новое, и Тесла будет им не зашквар даже в причудливом виде кибертрака:

Помните какой хайвай поднялся когда вышел дизайн кибертрака? Ой че началось, милениалы начали смотреть на это со своей колокольни пафоса и лакшери и срать в каменты везде где только можно. Но на кибетрак уже больше 800 тыс в предзаказе!
Для справки, из моих данных, суммарные продажи в США по маркам и моделям за 10 лет (2006-2016):

800 тыс это огромный предзаказ, даже с учетом того что на весь мир. Даже если выкупят в итоге только половину, все равно это хорошая касса. Учитывая динамику роста EV в целом, я думаю что у Теслы хорошие шансы.

Мы в прошлой статье разбирались в чем разница между тачкой — гаджетом и традиционной машиной. Прочитав эту часть — вы понимаете почему я считаю это важным в ближайшие годы.
Gen-Z хочет EV! И Тачка-гаджет делается не для нас! Она делается для Z-gen!
Заключение
Р/Е умер ребята равно как Р/B… Как минимум для тех сектора. Царствие небесное и ему, и его создателю Бенджамину Грэму. Всё изменилось, тк теперь капитал не играет первостепенную важность для расширения бизнеса… Раньше без него нельзя было обойтись. Ты можешь расширить свою интернет аудиторию или предложить новый сервис имеющейся у тебя аудитории, и тебе не надо строить новый завод и искать капитал для этого… И твой Р/Е можно поделить на 2-3 сразу после запуска этого продукта. И поскольку Бог знает сколько еще идей монетизации у тебя есть, то и Р/Е сегодня нет смысла смотреть. Поэтому и FANMAG и другие компании — невозможно оценить по Р/Е. Глупо даже пытаться тк в эпоху P/E предполагалась масштабирование в линейной зависимости от капитала. Нужны новые рынки? Строй новые заводы, закладывай закупку ресурсов, почти линейный рост персонала, трать деньги на маркетинг итд
Амазон- начинал продавать книги. Правильно было в тот момент оценивать его по Р/Е ? Конечно нет, и они это доказали — сначала завоевав e-commerce в США, потом став крупнейшим поставщиком клауд- решений. Мало? Забацаем Amazon Prime. И никому не известно, что там еще они задумали в ближайшем будущем. Уже владея аудиторией, они могут увеличивать свои доходы экспоненциально. Хотите дальше ужасаться огромному Р/Е? Я предпочитаю держать их акции :)
Дорого стоят те компании которые имеют аудиторию и реально претендуют на экранное время, на ВНИМАНИЕ людей. Ну и почему бы не предложить новый сервис в машине? Сейчас человек занят рулежкой, но это временно тк машины станут автопилотируемыми уже через 3 года.
Вам нужно только выиграть в борьбе за внимание пользователя у его же смартфона :)
Ну или допустим продать ему пакет — интернет СтарЛинк + премиум сервисы Теслы? Он такой- о крутяк экономия и инет всегда в тачке быстрый, можно раздавать кентам! А на самом деле расстался с дополнительной 20кой баксов в месяц :) Умножьте такого парня ну скажем на 40% их клиентской базы, и на 12 месяцев… и это сотни миллионов выручки в год!
Короче, набрав аудиторию своего гаджета, Тесла начнет придумывать сервисы для монетизации и расширять бизнес. так же как это делали Амазон, фейсбук, эпл и много кто еще. Тк сейчас главная ценность уже не капитал! Даже для НЕ веб проектов, он уже условно бесплатный! сейчас главная ценность это время! экранное время! если человек смотрит на экран нашего приложения/сервиса/гаджета, то мы как-нибудь уж придумаем как втюхать ему сервисочек платный или еще какой пряник и заработать.
Вот почему я считаю, что продуктологи в Тесла совершенно четко понимали что они делают, для кого, и как будут на этом зарабатывать. Поэтому Тесла:
а) скорее всего скоро откусит большой пирог авторынка за счет новых поколений и подачи правильного продукта для них
б) расширит свою бизнес модель в Х раз на доставке новых сервисов
в) строит всё в гибкой и быстрой среде в отличие от махры традиционного автопрома и поэтому:
г) умеет деливерить изменения в разы быстрее чем конкуренты и имеет небольшой Time to Market
д) является не зашкварным брендом
Так сколько она будет стоить? Да никто не знает ^) Более того, возможно, что весь или почти весь рост уже отыгран :) Возможно, что подешевеют конкуренты, теряя выручку! Возможно Тесла нарастит прибыль но останется ± в той же цене на акции, уменьшив свой космический Р/Е через знаменатель!
RIP дедушка Грэм. В интересное время живем :)
опять же не сходится с предыдущим утверждением)))
А вот то что Тесла крутая тачка в плане удобства и т.п., это да… что далеко ходить, даже возьмите дизайн китайских аналогов — это какое-то УГ. А начинка внутри как вы верно подметили у премиум сегмента с кучей кнопок как в самолете, тоже уже никуда не годится, а старички не могут перестроится.
У нисан смотрел бюджетный вариант на попробовать, леаф называется… какая-то смесь больдога с носорогом, с переди ниссан ноут, сзади мазда… взял бы только из-за интереса к электро карам.
Кстати, про p/e и других представителей этого класса, все верно… сейчас другой этап развития в мире, но все почему-то цепляются за эти показатели и упорно доказывают что не может компания стоить так дорого. Людям тяжело видимо перестроить свое мышление.