Finindie
Finindie личный блог
28 сентября 2020, 13:21

Автомобиль или акции - цена одного решения

Потребление или накопление? Вечная дилемма, и сегодня я вновь вероломно и без объявления войны нападаю на лагерь «потребления»!

Задался вопросом: а могла ли инвестиция сравнительно небольшого количества денег в 1990-х в акции какой-то крупной компании прокормить этого рискнувшего человека в 2020-х годах? Я понимаю, что купить акции на фондовом рынке тогда выглядело как нечто невозможное, но почему бы не посчитать.
Автомобиль или акции - цена одного решения

Я взял для примера компанию Лукойл: на сайте Лукойла в разделе для инвесторов есть хороший калькулятор, в который заложены данные о цене на 1 акцию начиная с 1997 года. Сразу стало ясно одно: внушительного результата из пары средних на тот момент зарплат, вложенных в акции не получилось. Уж точно такая скромная инвестиция не смогла бы кормить инвестора в будущем. И поэтому для сравнения я взял всем понятные и дорогие вещи — автомобили.

Я нашёл данные по стоимости автомобилей в 1998 году — здесь помогли архивные сканы журнала «За рулём». За день принятия решения я взял 13 августа 1998 года — прямо перед дефолтом, доллар стоит 6 рублей 20 копеек. Было бы «читерством» в пользу Лукойла брать после-дефолтные даты (авто оценивались в $, а Лукойл — в ₽).

ВАЗ-2110 или акции?
Автомобиль или акции - цена одного решения


Одна из новинок российского автоконцерна на тот момент, чудо тольяттинской инженерной мысли.

Стоила «десятка» 13.08.1998 как 1816 акций Лукойла.
Автомобиль или акции - цена одного решения

Сейчас такое количество акций стоило бы 8,29 млн ₽, и это не считая уплаченных за 22 года дивидендов в размере 4,64 млн ₽.

Последняя выплата была недавно, 10.07.2020, 350₽ на одну акцию. Несложно рассчитать, что это дивидендный доход в размере 635 600₽ только за один 2020 год (53000₽/мес.).

Если бы все дивиденды были реинвестированы (с учетом уплаты НДФЛ по ставке 13%), то у героя сейчас было бы 3490 акций, что оценивается сейчас в 15,9 млн ₽.

Toyota Corolla или акции?
Автомобиль или акции - цена одного решения


Идём выше :)

Toyota Corolla — дорогой автомобиль на тот момент, 13.08.1998 он эквивалентен 4445 акциям Лукойла.
Автомобиль или акции - цена одного решения

Сейчас такое количество акций стоило бы более 20 млн ₽, и это не считая уплаченных за 22 года дивидендов в размере 11,36 млн ₽.

Последняя выплата была недавно, 10.07.2020, 350₽ на одну акцию. Несложно рассчитать, что это дивидендный доход в размере 1 555 750₽ только за один 2020 год (129 600₽/мес.). Вот это я понимаю «пенсия».

Если бы все дивиденды были реинвестированы (с учетом уплаты НДФЛ по ставке 13%), то у героя сейчас было бы 8544 акций, что оценивается сейчас в 39 млн ₽.

600-й Mercedes или акции?
Автомобиль или акции - цена одного решения


Mercedes SL600 — один из самых дорогих автомобилей того времени, один из символов эпохи наравне с малиновыми пиджаками.
Автомобиль или акции - цена одного решения

Сейчас такое количество акций стоило бы более 186 млн ₽, и это не считая уплаченных за 22 года дивидендов в размере 104,58 млн ₽.

Последняя выплата была недавно, 10.07.2020, 350₽ на одну акцию. Несложно рассчитать, что это дивидендный доход в размере 14,3 млн ₽ только за один 2020 год (1,2 млн ₽/мес.).

Если бы все дивиденды были реинвестированы (с учетом уплаты НДФЛ по ставке 13%), то у героя сейчас было бы 78618 акций, что оценивается сейчас в 358,7 млн ₽.

Доходность за весь период с дивидендами (13.08.1998-25.09.2020): 22795%.

 

Заключение и выводы

1.Надо признать, что такое решение в 1998 году было бы очень сложно реализовать. Биржа была недоступна для простых смертных, обслуживание было дорогим. Информации не было. Сейчас времена совершенно другие.

2. Невероятно сложно было бы принять такое удачное решение: акции Лукойла выросли на 14000%, а индекс широкого рынка (тогда это индекс ММВБ, сейчас он называется индексом Мосбиржи) — на 3000% без учёта дивидендов. Дивиденды для простоты понимания можно принять как одинаковые. И там, и там есть существенный рост, значительно превышающий инфляцию. Но эта не самая известная нефтяная компания — хорошая инвестиция, а акции какого-нибудь Хопёр-Инвест — плохая. Это было вообще неочевидно. Сейчас всё гораздо проще: ETF на широкий рынок стоят недорого, покупаются не выходя из дома.

3. В остальном, это так и работает до сих пор. Рынок вряд ли будет расти с такой скоростью, с какой рос Лукойл эти 22 года, но сложный процент, помноженный на длинный период времени, может дать неожиданные результаты.

4. Результаты прошлого не гарантируют их повторения в будущем, это надо всегда держать в голове и расценивать написанное выше как познавательный контент, а не как руководство к действию.

------

Источник — мой Телеграм, меня читают уже 35к подписчиков, все кроме тебя ;)

57 Комментариев
  • Свой Мужик
    28 сентября 2020, 13:23
    Прикольно чё, а 2008 год посчитайте на пиках пожалуйста )
  • Виктор Петров
    28 сентября 2020, 13:26
    не так то и много людей могли купить автомобиль в то время.
  • Йонатан Берсон
    28 сентября 2020, 13:27
    зачем лукойл, надо было покупать эйпл! дурень
  • Eugen Invest Malina
    28 сентября 2020, 13:35
    «Теория игр» в полной своей сути. в 98-м ни кто не слыхивал про биржу поэтому и шансы выйграть были огромными, но вход был только для умных приближённых. Сейчас всё иначе, вход максимально облегчен следовательно у кого выигрывать будите? Будет ли вход ещё легче что бы завлечь в 10 раз больше новых игроков ? 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн