«Яндекс». В последнее время очень многие следят за этой бумагой, которая показывает поистине удивительные темпы роста. После того, как по рынку поползли слухи о включении акций «Яндекса» в индекс MSCI Russia, котировки выросли почти на 75%.
Решил поделиться своим мнением о компании. Несколько слов о рынке интернета и цифровой рекламы.
Согласно отчету «Digital 2020», на начало 2020 г. количество интернет-пользователей в мире выросло до 4,54 млрд (+7% в годовом выражении). В России услугами сети пользуются около 80% населения (порядка 118 млн человек). При этом «Яндекс» входит в ТОП-5 глобальных поисковых систем после таких гигантов, как Google или Baidu.
Сегодня рынок интернет-рекламы – один из наиболее динамично развивающихся секторов медиа-бизнеса. Средний ежегодный прирост доли интернет-рекламы составляет около 15%. По прогнозам агентства Zenith, интернет обеспечивает 94% роста глобального рынка рекламы.
Рынок поисковой и контекстной рекламы в российском сегменте принадлежит Яндекс и Google, а тарифы для рекламодателей в обеих системах примерно равны. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет российский рынок контекстной рекламы может расти на 15-25% в рублях ежегодно.
В последние годы одна из наиболее популярных тенденций в этом бизнесе – создание и развитие экосистем вокруг лидеров рынка. Этим успешно занимаются и Google, и Amazon, и Alibaba, и Apple. В России определенных результатов достигли как «Яндекс», так и Mail.ru. Кроме того, на эту «поляну» пытается выйти «Сбербанк», и мне почему-то кажется, что рано или поздно у него получится.
Экосистема «Яндекса» весьма обширна и охватывает многие сферы жизни. Это и поиск, и карты, и такси, и доставка еды, и облачные сервисы, и новости, и погода и еще многое другое. Все это прочно вошло в жизнь многих. «Яндекс.Навигатор», к примеру, очень неплохо помогает объезжать пробки в Москве. Можно привести еще массу примеров.
В основе функционирования таких формаций (экосистема) лежат облачные технологии, позволяющие снижать капиталоемкость и повышать вычислительные мощности. «Яндекс», к примеру, развивает платформу «Яндекс.Облако», которая построена на основе собственных дата-центров и программных решений.
Облако в данном случае предоставляет набор инфраструктурных сервисов, включая сервисы для хранения, обработки и визуализации данных, разработки приложений, речевые технологии, анализ изображений и машинный перевод.
Но и это еще не все, ведь главное в этом бизнесе – развитие. Только оно является движущей силой интернет-компаний, тем более, прогресс не стоит на месте. Весной 2020 г. «Яндекс» подал заявки на регистрацию 17 торговых марок финансовой направленности, таких как ЯБанк, ЯКредит, ЯБиржа, ЯБрокер, ЯСтраховка, ЯСбережения, ЯВалюта, ЯАкции и других, нацелившись на развитие сегментов финансовых услуг, инвестирования и страхования и, вполне возможно, запуск собственной финансовой экосистемы, аналогично Apple Pay и Google Pay.
Кроме того, «Яндекс» запускает приложение Go, которое заменит Яндекс.Такси, позволяя добраться до места на общественном транспорте, такси или каршеринге, заказать доставку из ресторанов и магазинов, отправлять посылки и грузы.
Идея с запуском беспилотных такси – это, на мой взгляд, вообще бомба! Компания уже активно тестирует данный сервис в России, США и Израиле. Не удивлюсь, если через пару-тройку лет, садясь в такси, мы больше никогда не услышим что-то вроде «а дарогу пакажищь?». Вместо этого нас будет приветствовать всезнающий и безопасный робот.
Также «Яндекс» развивает крупнейший маркетплейс на основе Яндекс.Маркета, чтобы зарабатывать на растущем рынке электронной коммерции. Рекламный рынок сейчас дает Яндексу около 60% выручки, но коронавирус затормозил его рост, а электронная коммерция активно растет.
При этом рынок электронной коммерции значительно превосходит рекламный по объему. Аналитическое агентство Data Insight предсказывает его увеличение в три раза по итогам 2024 года по сравнению с 2020 г. — до 7,2 триллиона руб., с сегодняшних 2,5 триллиона руб.
Теперь об акциях «Яндекса», которые многие называют лучшей торговой идеей 2020 г.
Безусловно, бумага выглядит сильно перегретой, хотя объективные причины для такого роста, конечно, есть. Но, по моему опыту, заскакивать на подножку уходящего поезда – не самая лучшая идея.
Конечно, котировки «Яндекса» могут вырасти еще. Но все-таки, по моим оценкам, они очень дороги. По основным мультипликаторам акции компании торгуются существенно выше средних значений по сектору.
На мой взгляд, в этой связи интересной альтернативной идеей могла бы стать покупка акций прямого российского конкурента «Яндекса» — Mail.ru. В фундаментальном плане компания выглядит как минимум не хуже, а стоит гораздо дешевле. Будет расти «Яндекс» дальше? Окей, есть мнение, что Mail.ru будет догонять и двигаться при этом несколько динамичней.
Коган Евгений
ИГ «Московские партнеры»
Решил проверить эту гипотезу покупкой акций Mail.ru в один из портфелей сервиса BidKogan. Пока доволен – бумага растет на 6,3%, а «Яндекс» – лишь на 1,4%.