Порою думаешь над каким-то феноменом очень долго. Прикидываешь и так и эдак, даже пыташься со Смартлабом обсуждать, впрочем как обычно с нулевым результатом. А потом бац! Вселенная дает то самое правильное слово. И все становится на свои места.
Путь к слову «трение» был тернист. Я пришел к нему через книгу о выживании, где была небольшая зацепка. Данная зацепка вывела на фундаментальный труд по военному искусству. Читая данный труд я имел удовольствие максимально насладиться правильному определению.
«Все на войне очень просто, но эта простота представляет трудности. Последние, накопляясь, вызывают такое трение, о котором человек, не видавший войны, не может иметь правильного понятия.»
Можно заменить слово «война» на любое другое. Например «бизнес», «управление госудаством», «трейдинг» или «наука». И данный текст засверкает не менее точно-острыми, яркими красками. Там где много людей заняты одним делом, там есть трение!
Еще несколько цитат:
«Это ужасное трение, которое не может, как в механике, быть сосредоточено в немногих пунктах, всюду приходит в соприкосновение со случайностью и вызывает явления, которые заранее учесть невозможно, так как они по большей части случайны.»
«Деятельность на войне подобна движению в противодействующей среде. Как невозможно в воде легко и отчетливо воспроизвести самые естественные и несложные движения, простую ходьбу, так и на войне обычных сил недостаточно, чтобы держаться хотя бы на уровне посредственности. Поэтому-то настоящий теоретик похож на учителя плавания, заставляющего упражняться на суше в движениях, которые понадобятся в воде. Эти движения покажутся смешными и странными тому, кто, глядя на них, не вспомнит о воде. Отсюда же происходит непрактичность и даже пошлость теоретиков, которые сами не погружались в воду или оказались неспособными извлечь из своего опыта какие-либо общие правила: они обучают только ходить, т. е. учат тому, что и без них каждый умеет.»
«Знание трения генералу безусловно необходимо, чтобы, где можно, его преодолевать и не ждать точности действий там, где из-за трения ее не может быть. Впрочем, теоретически трение изучить в совершенстве нельзя, но если бы это и было возможно, то все же недоставало бы еще навыка в оценке, того такта, который во всяком случае гораздо нужнее в поле, среди мелких и разнообразных явлений, чем при решении крупных важнейших вопросов, когда можно держать совет с самим собой и с другими. Как такт, почти обратившийся в привычку, всегда заставляет светского человека действовать, говорить и двигаться корректно, так же и военный опыт позволит обладающему им командиру всегда в больших и малых делах, при каждом, так сказать, ударе пульса войны распорядиться правильно и кстати.»
Просто супер! Классика рулит!
Ну, уважаемый Сматлаб, пойду бухну и, возможно, пообсуждаю данное слово в кругу понимающих приятелей. Это гораздо интереснее и полезней, чем фантазировать на темы типа: «Влияние наличия сознания у российских оппозиционеров на курс иностранных валют».
Ps: для любознательных слово для поисковика: «Клаузевиц».
Как исправите — удалите мой коммент. Я — за.