Всем привет, мужики!
Размышляю о феномене Теслы. Это интересно. Для затравки — как я поторговал ее сравнительно недавно. Я пробовал Теслу покупать, немного заработал. Ну как немного, 20% на сделке, но там мало было, буквально с десяток акций. Но это немного по сравнению с 300% ралли, а так то 20% это вполне себе прибылюха. Под 1000ей я уже переобулся в шорт. Но вовремя понял, что это плохое решение. Я не видел перевес для шорт-сквиза, или наоборот для падения, именно поэтому решение было плохое- коинфлип… Ну я удрал по тайм-стопу за неделю примерно до буйства которое потом последовало и до сих пор вне рынка. Я вообще часто че нибудь шорчу, может как нибудь напишу почему и как я удираю из шорта. И вообще почему мне психологически комфортно шортить. Но это потом.
Я напишу 3 части, (если плюсов хоть сколько то будет), а то иначе это не читабельно будет всё. Это просто мысли, никаких лонг/шорт идей у меня нет (сейчас):
Часть первая (тягомотная)- различия в разработке автопроизводителей
Часть вторая (интересная) — различия во взглядах на машину
Часть третья (задумчивая) — о ценностях gen Y & gen Z, про хайп
Ну конечно есть теории заговора, мол разгоняют, крупные мажоры — держатели, что бы скинуть на каком нибудь событии типа включение в индекс голодным и жадным до наживы нородным массам. Василий Олейник говорит это в КАЖДОМ выпуске тиньковского ютуб-шоу. Мне кажется он себя уже так зазомбировал, что не способен видеть другой точки зрения. Что для трейдера ИМХО смерти подобно. Был у них недавно в гостях человек который держит Теслу с 400 и не собирается продавать. Ну по глазам было видно что Вася даже не пытается его доводы услышать. Кстати феномен «само-зомбирования» это не пустой звук. Ученые нейробиологи этот механизм уже довольно подробно изучили. В книжках описан. В «Чертогах разума» тоже есть. Ну типа мозг создает себе автоматизацию таким образом, что бы не думать в след-ий раз и сэкономить энергию. Почитайте, это интересно.
Часть первая.
Ну ладно. Вот вопрос, ПОЧЕМУ компания Тесла стоит больше чем вся Тойота и это вроде ОК...? Первое, что хочется отметить, что если бы это не было ОК, то рынок бы вернулся довольно быстро в область других, более справедливых значений. Рынок не такой уж дурак как многие думают, он жутко эффективная вообще говоря штука, если ликвидный. Но вместо этого, рынок очень быстро (в Апреле-Мае) из этих значений улетел как ошпаренный.
Значит это ОК, во всяком случае пока. Второе, подумаем чем занимаются компании типа форд, VW, тойота? Являются ли они компаниями роста? Уже давно не являются. Является ли Тесла компанией роста? Это не известно, попробуем разобраться. Именно это и надо выяснить. ТОЛЬКО это.
UPDATE. Еще раз, почему я это пишу, копирую из каментов:
Этот пост не про лонг или шорт. Я хочу понять причины — как можно иначе посмотреть на компанию Тесла и учесть это в капитализации. «пытаться понять», это не значит что либо утверждать или тут же начать что то покупать/продавать. это значит провести эксперимент — признать в себе «идиота» который нерационально, однобоко, ограниченно и автоматично (по Курпатову) оценивает окружающую действительность по этому вопросу, и попытаться выйти за границы сложившегося понимания и оценить действительность иначе. результаты записать и посмотреть что получится.
Для этого надо понять — что такое Тесла. Я был внутри Теслы, я видел (но не водил) вышедший Порш Тайкан. Якобы убивец Теслы. Во второй части я расскажу о разнице между Теслой и другими е-тачками. А сейчас разберемся с другим немного. Тк разницу в тачках надо понимать в контексте вот этого:
Я немного работал в индустрии и знаю как устроен мир ОЕМ. ОЕМ это автопроизводители, типа форд, БМВ итд. Они так называются потому что они нынче машину только рисуют и потом собирают. Прошли времена великих конструкторов. Тачка стала слишком сложной системой. А кто делает всё остальное? Проектирование, разработку, тестирование? Это типа аутсорс. Их огромная сеть поставщиков которая построена как ёлочка. Вверху какой то счетный ряд Tier1 поставщиков, которые делают всякие крупные узлы и важные компоненты, потом у tier1 есть также суб-поставщики, это какое то уже огромное количество компаний. Потом идет tier3 и все остальные, этих уже просто несчесть и даже сам ОЕМ не знает их. Если вы например думаете что двигатель мерседес разрабатывает мерседес, то это не так. Вернее не совсем так. Есть такая контора — AVL. Это крупшнейший в мире разработчик
power train. Это такая штука куда входит вообще почти вся тележка — двигатель, коробка, трансмиссия, суспензия, куча датчиков итд. . Конечно, инженеры мерседес участвуют во всех процессах, но скорее как заказчики и контролеры. Их задача — создать схему, методологию проектирования и разработки (VDA (в германии)), контроля качества (APQP стандарт) и прочие правила жизни в их мире. Остальное они делегируют вниз по ёлочке. И потом собирают на заводе. И вот так они живут уже лет 60, ничего особо то не меняя. AVL делает тележки почти для всех производителей в европе и азии. В США вроде есть свой такой же монстр.
Недавно была забавная история с тачкой от Sony. Я надеюсь мне ататайку за разглашение не выпишут. Короче тачку разрабатывал для Сони как раз AVL для выставки CES в Вегасе. Тачка задумывалась исключительно как шоу образец достижений СОни в области мульти-медия, экранов, интерфейсов управления итд. Я её видел, внутри сидел, она прям очень няшная. Тачка выстрелила на выставке, но никто не знает что это выставочный фуфел который дальше выставки не уедет. Сони прибегают к AVL и просят разработать уже реальную тележку, они понимают что они могут хайпануть как Маск если сделают её быстро. Ну AVL говорит, ОКЕЙ мужики, через 6-7 лет будет вам вся электрическая тележка. Идите пока разбирайтесь с дизайном, электроникой и прочим. Сони обижаются и уходят со словами вы старые мудаки и мы найдем дизайн подрядчика который сделает за 2-3 года. Ищут несколько месяцев по всей автомобильной индустрии, и возвращаются в AVL, и утирая нос просят взять их проект обратно на борт. ВОТ ТАК РЕБЯТА. Это пример того как устроены процессы в этой индустрии. Это мир который давно сложился и имеет свои законы. Почему это важно?
Потому что надо понимать к чему это приводит. К тому что
тачки в этом мире получаются довольно надежными, но делаются очень долго. Да да, поверьте, особенно по сравнению с Индийским и Китайским автопромом Европейские тачки ОЧЕНЬ надежные. Не верьте болтовне на форумах, мол мерседесы вот ломаются. Это типовая когнитивное искажение. Типа сломалось у меня и у друга- ну всё машины стали ГОВНО, это маркетинговый сговор! Верьте сервисной статистике которая сравнивает статистику поломок каждый год. И изучайте что было 15, 20 лет назад, и сейчас — сколько и каких поломок. Учтите также насколько сложнее стали все системы в машине… Не суть, если что расскажу в каментах.
Ну вот. Все круто, но цикл разработки очень неспешный, тягомотный в плане процессов, и исчисляется для новых авто как минимум 10 годами. VW может сделать за 8 и это типа пипец какой прорыв. И всех это устраивало. Тут появляется Тесла и Маск который говорит, а мы будем тачки делать за 5-6 лет. В будущем и вовсе за 3-4 когда компетенции нарастим. Вот например Model S, первый пресс релиз о планах запуска 2008 год. Ну допустим за год, два до этого начали эскизное проектирование. Запустили в серию кажись в 2012м. Вот, 5-6 лет. И это начало накопления знаний.
Learning curve же все знают как выглядит?
Это для всей этой индустрии не только шок, это просто челендж который они не в силах на себя взять. Они НЕ МОГУТ изменить систему которую создали и не остановить бизнес. Они могут только начать рядом строить новый. Чем VW якобы занялся, оповестив всех на теме дизельгейта и хайпа Теслы, что Ауди будет полностью электричечским брендом. Какой то роудмап родили даже. Но потом всё равно они завернули обратно в свою трясину VDA + APQP. Потому что невозможно сломать мышление миллионов людей которые сейчас работают в цепочках поставок на VW. Без разницы на какой бренд, тк платформизацию для этого и делали- экономить. Кнопки от шкоды поставим в дешевые ауди и в фольксваген. Понимаете? Даже на уровне кнопок все унифицировать пытались. И есть поставщик VW этих кнопок. ОДИН. Работающий по привычным схемам. Что говорить о других компонентах? ПОэтому так не получится у них развернутся. Нужно либо сломать все до основания либо просто с нуля рядом строить. Угадайте, что они в итоге все сделали? Побежали в AVL заказывать электрические тележки:)
Кто до сюда дочитал, респект! Терпите мужики, вывод скоро :)
А что тесла? Ну они тоже конечно много на поставках, но бОльшую часть (вроде) они проектируют сами. У меня маловато инсайда. Если кто поделится буду благодарен. Но точно то, что они работают не в тягомотных старых методологиях, а в более современных, итеративных методах разработки. Даже такого сложного продукта как автомобиль. Ну и что это значит для нас, спросите вы, на первый взгляд ничего вроде? Но я вас уверяю, паника в автомотив индустрии началась страшная, когда Тесла стала производить машины быстрее чем ОЕМы. Еще и настолько быстрее. В AVL вообще все за сердце хватались (у меня там друг работает) и не понимали- КАК?! Почему их это напугало? Я встречался в том году с ребятами которые электронику делают для немецких машин разную, tier 2 компания. Они говорили прямо-
we are in deep shit. We think it's over and a lot of people gona loose their job
Почему? Потому что
Тесла сможет быстрее обновлять свои продукты и значит быстрее выводить на рынок пользователям новые фичи. Это я молчу еще что обновление их софта происходит OTA, а что бы обновить свой мерс я должен мандовать в сервис центр и пол дня на это потратить. И еще НЕ ФАКТ, что все звезды хорошо сойдутся, бывала знаете ли ситуация «не было печали- апдейтов накачали». Нет, тут речь про сам автомобиль. Они могут быстрее накатывать изменения в тачку. В современной экономике, если кто в теме особенно в digital продуктах, time to market это вообще САМОЕ важное что только может быть. Это важнее выручки, это важнее кол-ва пользователей тк это все деривативы от TTM. Амазон пушит десятки тысяч комитов в неделю. И собираются только увеличивать TTM, тк это ппц как важно в конкурентной среде и сложных продуктах. Инвесторы (настоящие, а не простофили типа нас), они знают, что это надо учитывать в модели роста.
ВЫВОД ПЕРВОЙ ЧАСТИ: Если ты можешь комитить в продукт быстрее своих конкурентов, ты рано или поздно обгонишь их по качеству продукта и перетянешь пользователей.
Есть еще много ништяков почему делать самим лучше чем в сети поставщиков. Например, некоторые крупные поставщики укрупнялись, поглощали конкурентов и в некоторых решениях стали для ОЕМов безальтернативными. Ну вот пример AVL, еще могу назвать навскидку BOSH, Covestro, VALEO, Magna, Visteon. Они работают сразу со всеми поставщиками. Прошли давно времена когда поставщик tier1 мог быть экслклюзивным. Они не дураки. Они видят все рынки и хотят продать свой компонент всем ОЕМам. То есть, в какой то мере (иногда сильно) ОЕМы уже зависят от них а не наоборот. + Накопление экспертизы и лучшее понимание арх-ры автомобиля, зависимостей в областях дизайна в нем. Это не явная вещь, но после долгого накопления она позволит Тесле поднять качество и надежность продукта.
Уф. След-я часть будет поинтереснее, я обещаю ))) Всем хороших вых-х. А я вот, пока писал тракткт этот пожарил рыбки, и теперь пошел винца бахну :