Недельный линейный график акций «Обуви России» (тикер OBUV) с момента проведения IPO. Источник: moex.com
Корни проблемы с ценами акций, как я это вижу, уходят в октябрь 2017 года, к моменту IPOкомпании. IPOпрошло в пользу в первую очередь европейских фининститутов, которые купили около 95% размещаемых акций. И если бы «Обувь России» была крупнее или находилась в более хайповой отрасли, ход был бы верным. Но получилось иначе. Естественное после IPOснижение цен спровоцировало первые продажи, от хедж-фондов (полагаю, основная масса институциональных покупателей, вообще, не планировала владеть бумагами долго), у них срок удержания позиции, даже убыточной обычно ограничен. Процесс продолжился, поскольку для большинства участников размещения позиции в акциях были пренебрежимо малы. А уход капитализации компании ниже 100 млн.долл. (сейчас он около 50 млн.) добавил предложения, поскольку в соответствии с инвестдекларациями не позволил ряду держателей сохранять позицию.
Мы несколько месяцев мониторим ход торгов, и по моему мнению, до начала июня продажи, в массе, имели институциональную природу: заявки-айсберги, торговые роботы – как правило, почерк профучастников.
Во второй половине прошлого года «Обувь России» провела 2 облигационных размещения. Размещения стали розничными, в них приняли участие несколько тысяч физлиц. Упоминаемость компании и, соответственно, обороты торгов акциями резко выросли (средний оборот акциями в первые 2 года торгов не превышал 80 млн.р. в месяц, а с конца прошлого года поднялся до примерно 300 млн.р./мес., почти в 4 раза).
Торговый оборот сыграл злую шутку. Получив более твердый спрос, прежние держатели усилили напор продаж. С начала декабря 2019, когда и отметился рост объемов торгов, по сегодняшний день акции упали еще почти на 30% (индекс МосБиржи за тот же период снизился на 5%).
Но июнь можно считать месяцем если не перелома, то ослабления тенденции к падению котировок. Похоже, к этому времени недружественные держатели бумаг, в основном, их продали. В «Обуви России» отмечают значительный прирост числа частных инвесторов среди держателей.
Что впереди? Менеджмент компании серьезно относится к недооценке ее акций. Проблема ведь не только в структуре акционеров (которая стала намного комфортнее), но и в том, что инвесторы не вполне понимают компанию, не понимают уровня ее эффективности и стабильности.
Название «Обувь России» вызывает устойчивую ассоциацию или с производством обуви, или с ее продажами. Но «Обувь» — давно не только обувь. 5 по величине в стране микрофинансовая компания, собственный онлайн-маркетплейс (а на него пришлось 34% выручки прошлого года), ассортимент, где обувная продукция занимает уже менее половины – все это как бы вынесено за скобки. Но именно технологичность и многопрофильность компании позволяют ей иметь рентабельность, которой позавидует любая торговая сесть. В частности, по итогам 2019 года рентабельность по EBITDAдостигла 25% от выручки. Благодаря им компания относительно спокойно пережила острую фазу экономического кризиса. Цифры по полугодию по РСБУ будут раскрыты до конца июля.
Сложность и ее выгоды требуют расшифровки и визуализации. Требуют изменения позиционирования, большей плотности контактов с инвестсообществом. Именно этими путями и планирует двигаться менеджмент компании для того, чтобы вернуть доверие инвесторам к акциям «Обуви России». К тому же компания, рано или поздно, планирует дальнейшие заимствования через облигации, и для целей роста бизнеса, и для частичной замены банковского финансирования длинными деньгами. Достижение относительно высокой стоимости акций, в идеале, превышающая цену первичного размещения, важно и для доступности инструмента SPO.
«Обувь России» — интересный кейс отечественного фондового рынка. Мне сложно понять, куда дальше падать (да и не падают бумаги уже почти 4 месяца). Вырасти? Почему нет!
А есть приличная просрочка по займам и большие складские остатки.
То, что непрофильная деятельность перевешивает, тоже напрягает.
Даже чисто на подсознании воспринимается как «что-то не то».
Динамика индексов в долгосроке в РФ, не такая уж и плохая. С момента открытия Мос. биржи, порядка 15% (и это не полный индекс, т.е. без дивидендов). — ИМХО, за риск должны платить. На долгосроке в РФ это видно.
Опять-же, чем ниже индекс, тем дешевле в РФ отдают дивидендные истории. Истории конечно так себе… Согласен. Но, в США дивидендные истории особо не раздают — у нас бывает.
Ну, простите. Предположим, что цена пусть покажет стабильность в коридоре 35-40. А потом можно подумать.
Д/Д 2017 — 1,4% ,2018 — 4,6 (в РУБЛЯХ!), ну ладно, компания растет и прибыль вкладывает в развитие:
вложено: выручка прирост выручки капитал
2015 1,47 ярда 9.16 4.07
2016 1,18 ярда 9.97 0,81 5.28
2017 1,31 ярда 10.8 0,83 12.0 (рост долга в 1,5 раза)
2018 1,33 ярда 11.6 0,8 13.0
2019 1,69 ярда 13.7 2,1 14.5
Данные правильные?
То есть вместо роста рентабельности или, хотя бы, на той же рентабельности, наращивать капитал, компания наращивает запасы и долг?
Серьезно? Предполагается, что это потенциал роста?
Если позволите, немного философии...
По сути инвестор покупает навык другого бизнесмена распоряжаться деньгами лучше, чем он сам. Следовательно, первое, что, ИМХО, надо рассматривать — рентабельность вложенного капитала и динамику этого показателя. В ОР это показатель СИЛЬНО не впечатляет. Добавим риски не первого эшелона, получим риски выше рынка, рентабельность — ниже. Единственное соображение за: купить на сдачу с мороженого, поставить лимитку на охулиард прибыли и забыть — типа Русала на санкциях...
Возможно я ошибаюсь, по покупать будущее — процесс так себе, ибо ни кто его не знает…
Сапогами пускай дивы выплачивают.
И запасы снизятся, и дивы будут.