Тим из Канады, и вот что он хочет вам рассказать:
Я вышел на пенсию в 2017 году, за полгода до моего 40-летия.
Я пришел к идее досрочного выхода на пенсию в 2006 (в 28 лет), сказав жене “Рея, а давай попробуем”, и мы начали экономить немного денег, постепенно сокращая расходы, выясняя, что важно для нас, а что не очень-то и важно. Нам потребовалось около 11 лет, чтобы накопить деньги на досрочный выход на пенсию.
Когда мы начали это делать, у нас были непогашенные кредиты на образование, взятые давно. Первым шагом было погашение существующего долга, а потом всё стало проще — мы взглянули на то, куда расходуются деньги, и сосредоточились на том, как эти расходы сократить. Например, вы смотрите на счет за электроэнергию и думаете “хм, как можно уменьшить расход?” и… переводите свои лампочки с ламп накаливания на светодиоды — и видите результат: счёт стал меньше. Мы просто сделали то же самое на других счетах, например, на счетах за продукты питания или одежду. Нужно ли нам покупать фирменный знак X, меня это волнует или нет? Затем мы выясняли, как устроить так, чтобы мы питались вне дома только пару раз в год, как правило, это наша годовщина и дни рождения и иногда другие особые события. Наши расходы очень сосредоточены на вещах, которые действительно важны для нас.
Мы заблаговременно погасили ипотеку и отказались от автокредитов и прочих кредитов, поэтому мы вышли на пенсию с большим количеством активов и абсолютно нулевым долгом. Город, где вы живете, очень влияет на расходы на жилье, и разные города Канады значительно отличаются в этом плане — мы бы не смогли жить при текущих активах в Торонто или Ванкувере, но здесь, в Реджайне — вполне себе хорошо живётся!
А чем же он занимается на “ранней пенсии”?
Тим отвечает:
Я делал свое собственное вино в течение нескольких лет и продолжаю делать. В последние пару лет я увлекся варкой пива (Тим — химик-инженер по образованию, смешивать ингридиенты — наверное это в крови, прим. авт.). Есть и другие увлечения: я люблю вселенную Dungeons and Dragons, и теперь мы с детьми (у Тима два сына — 14 и 11 лет) делаем маленькие модели предметов в стиле этой игрыПомимо этого, Тим написал книгу “Free at 45” про досрочный уход на пенсию.
Для меня досрочный выход на пенсию — это не уход с работы навсегда, а способность выбирать работу, которая мне понравится, и выбирать такое количество рабочих часов, какое я хочу
В чем же Тим хранит свои накопления и как он устроил себе пассивный доход?
Работать там где захочется, а не там где хорошо платят, и сколько хочется, а не сколько захочет от тебя работодатель Тиму помогает пассивный доход от накоплений.
Портфель Тима состоит из 40% облигаций, 20% акций США, 20% акций канадского индекса TSX и 20% акций международного индекса. Большая часть средств лежит в пассивных фондах (ETF), но на счетах TFSA есть и акции. И вот Тим рассказывает, как он выбирает дивидендные акции:
1. Компания платит дивиденды? Нет? Следующая.
2. Продукт компании — это одноразовый продукт/услуга?Или это “вечный” денежный поток? Меня не интересуют компании, продающие разовый продукт (например, обувь или телефон), я ориентируюсь на долгосрочный денежный поток: производство электроэнергии, банковские ипотечные и кредитные продукты или доход от фондов недвижимости (REIT). Я не хочу купить акции условного “производителя компакт-дисков”, у которого продажи могут упасть, если мода на музыку на дисках пройдёт.
3. Какова див. доходность? Я стремлюсь к доходности в диапазоне от 4 до 6% (инфляция в CAD ~1.5-2% в год, примерно как в USD, прим. авт.). Иногда это связано с риском, так как высокая доходность может указывать на проблему в компании. Доходность 10%, скорее всего, является красным флагом, который может привести к сокращению дивидендов или проблеме со способностью компании платить дивиденды в долгосрочной перспективе.
4. Затем я открываю годовой отчет и смотрю на баланс компании. Сколько долгов по сравнению с активами? Высокий долг может быть проблемой в долгосрочной перспективе, но разные отрасли имеют разные уровни «нормального» долга. Я сравниваю этот показатель со средним по сектору. Помимо этого, я ищу в балансе строку “Нераспределенная прибыль” (Retained Earnings) — это сумма денег, которую компания откладывает от своих прошлых доходов для использования в будущем. Если сравнить это с размером выплат на дивиденды, можно понять, устойчиво ли компания может платить дивиденды в трудные времена.
5. Далее я смотрю на денежные потоки. Получает ли компания достаточно прибыли, чтобы покрыть свои дивиденды, имея при этом остаток?
6. Наконец, я просматриваю последние новости о компании, чтобы понять, не оказалась ли высокой див. доходность из-за плохих новостей с долгосрочным влиянием.
А как же дети?
Тим помимо пенсионных планов завел счет на образование детей, и отложил $75,000. Еще несколько лет эти деньги будут расти перед тем как первый сын пойдет в колледж (ему 14). Не стоит забывать, что обучение оплачивается по семестрам, и изъятая сумма будет частично восполняться к моменту следующего снятия.
Тим отмечает, что важно привить детям серьезное отношение к деньгам и “отсроченное удовлетворение”. Тим рассказывает:
На картинке — изменение дивидендов крупнейших компаний в 2008-2009 гг., во время крупнейшего кризиса
А если кризис?
Я на той же стадии сейчас, на какой был Тим 12-13 лет назад и сужу по себе — главный вопрос от людей, далеких от фондового рынка: “А как же кризис? А вот будет кризис — все же обанкротятся! Ну или по крайней мере перестанут платить дивиденды! На что жить будешь?”
Сначала приведу свои подсчёты: из 20 крупнейших компаний по капитализации в США на начало кризиса 2008 года (из тех, что платили дивиденды), за время кризиса и после него снизили дивиденды только 4 (!), 11 — повысили дивиденды, 5 — оставили без изменений.
Тим пережил кризис 2008-2009 года (который, на минуточку, сейчас называется «Великой Рецессией» и ставится в один ряд с «Великой Депрессией» 1930-х годов). Причем, пережил его в стадии активного пополнения, и не продал ни одной бумаги за это время. Стоит отметить, что и не одна компания при этом не обанкротилась из тех, что были у него в портфеле на тот момент.
Ну а ещё Тим рассказывает, какие ресурсы не попали в расчеты, но фигурируют в его планах В, С и так далее:
Дом — мы живем в хорошем доме в хорошем районе. Я готов уменьшить площадь и перевести лишние деньги в инвестиции (до 75 тысяч долларов).
Наследство — мы желаем долголетия нашим родителям, но осознаем, что время неумолимо.
Государственная пенсия — нам не нужно рассчитывать наш инвестиционный доход на десятки лет вперед, мы точно знаем, что через 25 лет у нас появится государственная пенсия, которая покроет от 50% до 65% всех расходов семьи. Тем не менее, при нормальном развитии событий на фондовом рынке, активы не будут уменьшаться даже при изъятии 4,5% в год.
В любое время я могу вернуться на полный рабочий день, но для этого дела должны пойти ДЕЙСТВИТЕЛЬНО плохо
--------
Первая история была несколько месяцев назад
Статья моя, отсюда.
Кто знает, что было бы попади он основным капиталом в кризис 2008 года. Слился бы в ноль наверное. А то что пережил 2008 год, так ведь сказано, что это было время активного пополнения с его стороны. То есть на самом дне покупал, то есть ему вдвойне повезло.
Обычное везение, ничего общего с трейдингом и инвестированием.
Люди живут на дивиденды и в кризис 2008 докупались… ты топик прочти хотя бы.
у меня нет семьи
если у чела есть жена и семья, работать ему вообще не нужно.
вообще пенсия нужна одиноким миллионерам,
можно нафантазировать, что копить с жинкой выгоднох2, однако я думаю что если бы этот дурак не женился и не имел в собственности живую женщину, то вышел бы на «пенсию» гораздо раньше.
pS если что я тоже не 2 часа в день тружусь)))дело то не в этом.
Ну или так дело было:
— Господин Голдберг, расскажите, как вы стали миллионером.
— Ну, я когда я впервые попал в Америку, у меня было 10 центов. Я купил на них два яблока, вымыл их и продал по 10 центов каждое.
— А потом?
— Потом на эти деньги купил четыре яблока, вымыл и продал по десять центов каждое.
— А потом?
— А потом умер мой дядя и оставил мне в наследство миллион долларов.