Чистая прибыль и EBITDA немного выросли. Продолжили расти и перевозки. Доля рынка перевалила за 40%. Аэрофлот вплотную приблизился к клубу монополий, имеющих более 50% рынка. Компания уже находится на той стадии, когда ФАС постоянно выписывает ей предписания и забирает маршруты.
Все эти и другие полезные материалы у нас в Telegram
Показатели говорят о том, что компания адаптировалась к новым ценам на авиатопливо, а финансовые результаты нашли поддержку и стабилизировались.
Однако, давайте предположим, что убыток в 4 квартале будет аналогичен прошлогоднему, то чистая прибыль по итогам года составит примерно 6 млрд, а дивиденд 2,5-3 р. или скромные 3%.
Возможные драйверы роста:
1) Авиаперевозчики давным давно работают на грани рентабельности. Напрашивается серьезное повышение цен на билеты, но оно упирается в субсидирование отдельных (кто бы это мог быть?) компаний, которые могут себе позволить отрицательную рентабельность. Рано или поздно цены вырастут и довольно резко.
2) Возможное IPO Победы, которое даст огромную разовую прибыль, а так же рыночную оценку для дочки. Капитализация аэрофлота в этом случае точно вырастет.
3) Топливная субсидия, которая активно обсуждается в правительстве и почти принята. В целом данный законопроект это идиотизм-протекционизм, но краткосрочно поддержит результаты.
Негативные драйверы:
1) Экономика в глухой стагнации на грани рецессии, у правительства вообще нет идей улучшения ситуации. Максимум на что можно рассчитывать это нац проекты, которые разгонят рост до космических 2% после 2022 года.
2) Стагнация в экономике бьет по доходам населения. Авиа отрасль работает на субсидиях, назрело повышение цен на билеты. Но любое повышение, даже умеренное мгновенно снизит объем перевозок. Цуцванг.
3) Доля рынка у аэрофлота близка к максимальной и расти ей некуда, как и самому рынку авиаперевозок. То есть сейчас компании удается в условиях снижения маржи поддерживать абсолютные цифры через рост объемов. Когда объемы упрутся в потолок останется только снижающаяся маржа.
4) Цены на авиа топливо вошли в новую реальность и вряд ли снизятся.
Получается некое равновесие, где положительные факторы нивелируются отрицательными. При этом большая часть потенциала зависит не от рыночных факторов, а от субсидий государства.
Если посмотреть шире, то отрасль авиа перевозок много лет находится в бесконечном кризисе вообще без просветов. Виной тому избыточное государственное регулирование, избирательные субсидии, монополизм Аэрофлота поддерживаемый чиновниками росавиации и министерства транспорта. По хорошему отрасль требует срочных реформ и приватизации и могла бы стать отличным примером победы частной инициативы. Увы, действующее руководство страны настолько импотентное, что не способно провести вообще ни одну внятную реформу чего бы-то ни было. (если это не касается нефти и газа, но и там сиюминутность решений зашкаливает)
Покупать акции аэрофлота в такой ситуации совсем не хочется. Если цены станут аномально дешевыми, то можно будет об этом подумать, но не сейчас. Еще один год с ДД в 3% все-таки отразится в ценах и акции могут снизиться в район 80 рублей.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.