«А. Г., кстати, наверняка вообще ни один клиент еще ни разу не обратился к брокеру с заявлением забрать избыточный профит, возникший по причине технического сбоя у брокера. Спокойненько этот профит усваивается и переваривается. Без угрызений, так сказать».
Вестников https://smart‑lab.ru/blog/464196.php
Брокеров часто ругают за технические сбои (несработавшие заявки, прерывание связи и проч.) и нередко намекают на то, что справедливо было бы, чтобы негативные для счета трейдера последствия технических сбоев компенсировала брокерская компания.
Ну, если по части поругать брокеров за сбои, тут я солидарен с сердитыми трейдерами, а вот по части компенсаций все не так однозначно.
Например, для меня технические форс‑мажоры дают результат 52/48. Для других трейдеров, может быть, это соотношение и чуть больше. Но не в разы.
52 % – это потери от сбоев, 48 % – приобретения. Ибо трейдинг – процесс стохастический. И, в отличие от жизни по другую сторону монитора, не всегда авария в трейдинге ведет к потерям. Ну как, например, в быту бывает: сорвало кран на кухне – залило соседа – попал на бабки. А тут бывает и так, что сорвало кран, а никого не залило и даже наоборот, сосед принес денег на ремонт. К примеру, не смог сунуть заявку в стакан, а рынок, на счастье, взял и передумал идти туда, куда была направлена заявка.
Так вот ни одному клиенту не придет в голову мысль заслать брокеру денежку за то, что сбой позволил ему не потерять, а может быть, и вовсе порадовал случайной наживой. А вот заслать претензию за потери по сбою – это мы всегда пожалуйста.
Почему у меня соотношение 52/48, а не 50/50? Потому что я – прибыльный трейдер, а значит, паузы в работе в среднем для меня означают недобор чуть большей прибыли, чем убытка. Почему для других трейдеров это соотношение может быть больше? Потому что многие из них не системные, а интуитивные трейдеры. А для интуитивных трейдеров более характерно добавлять к техническим сбоям еще и свои психологические косяки, в частности: желание после сбоя подержать ставшую убыточную позицию и дождаться ее выхода в плюс; или усредниться, или взять плечо побольше, чтобы отыграть проигрыш из‑за этого сбоя.
Вообще многие трейдеры так и говорят: «Когда мой косяк – это мой косяк, и мне за него не обидно, ведь я его допустил, я и понес убыток. А вот когда косяк брокера – вдвойне досадно, так как косяк его, а убыток – мой». Но такая досада способствует разбалансировке психического состояния трейдера, а порой и тильту.
Надо воспринимать технический сбой как форс‑мажор, который в среднем, за счет суммирования последствий, достаточно нейтрален для нашей торговли. Но если мы в огонек этого случайного убытка плеснем еще керосинчика собственных нервов и эмоций, то последствия могут быть куда значимее, коли принять этот убыток трейдер психологически не сможет или не захочет – и будет сидеть в нем, усугубляя… А когда технический сбой дает профит, то чел его мигом кроет, поскольку рад‑радешенек свалившему случайному счастью. В итоге у трейдера формируется перекос: убыток от техсбоя он терпит, холит и лелеет, а профит режет моментально. Соответственно, проблема тяжелых последствий технических сбоев в первую очередь в голове у трейдера.
Трейдеру конструктивнее и плодотворнее сосредотачиваться на рыночных рисках и рисках, определяемых нашей психологией – они многократно перекрывают все технические риски. Но если так уж хочется минимизировать технические риски брокера, то конструктивный путь – несколько брокеров и каналов связи одновременно. Хотя технических рисков биржи это не снимает. И потребует дополнительных издержек на такое хеджирование.
Ну и для зрителей, а не читателей — две минуты того же самого, но в видео:
я про убытки.
лучше перезайти, потеряв на комиссии.