Основное преимущество электрокара не экология (еще неизвестно от чего больше вреда, от выхлопных газов или от утилизации батарей), а простота конструкции.
Дальше идут недостатки, главный из которых это более низкий КПД всей цепочки от производства электроэнергии до крутящего момента на колесах и недостаточная энерговооруженность цивилизации. Массовое использование электрокаров возможно в случае, если автомобиль из средства передвижения превратится в роскошь.
Мне уже неоднократно встречались публикации, в которых сообщалось, что всей мощности электростанций земного шара недостаточно чтобы перейти на электромобили. Причем этот переход требует повышения энерговооруженности не в 2-3 раза, а гораздо больше. По некоторым оценкам, приведенным в книгах А.Никонова, мощность электростанций должна возрасти в 37 раз. Точность тут не сильно важна, важен порядок величины.
В поисках обоснования этой цифры я натолкнулся на публикацию, автор которой тоже заинтересовался аналогичным вопросом и даже привел свое решение, пусть приближенное, на основе метода Ферми, но достаточно обоснованное.
Формулировка условия и решение задачи
Как обычно в этих задачах в условии дан только вопрос, а вот исходные данные мы ищем сами. Входные данные:
представим, что мы уже можем и хотим ВСЕ автомобили земли перевести на электроэнергию. Нам необходимо оценить эту возможность, сравнив текущую потребляемую мощность всех автомобилей с текущей обеспечиваемой мощностью всех электростанций.
Поиск исходных данных
Сколько нам нужноИтак, сколько же автомобилей мы имеем? Как и в примере выше я сошелся на величине 1 млрд, ведь нам нужен только порядок, а мы можем с уверенностью утверждать, что машин меньше чем 10 млрд, но больше чем 100 млн.
Na = 109
А какова мощность одного автомобиля? Здесь я еще менее силен… Но я понимаю, что она где-то в пределах от 50 л.с. (малолитражки) до 500 л.с. (спорткары), с математическим ожиданием где-то в районе 100:
wa = 100 лс ≈ 73 кВт ≈ 100 кВт (снова округляем до порядка).
Таким образом, суммарная потребляемая одновременно мощность всех автомобилей:
Wa = Na × wa = 109 × 100 кВт = 1011 кВт.
Но это “пиковая” нагрузка, а какая же эффективная мощность, а именно сколько автомобили ездят в сутки? Я предположил, что 1/10 часть суток (~ 2,5 часа). Как и ранее, руководствовался рассуждениями, что 1 сутки слишком много, а 1/100 суток (15 минут) — слишком мало!
Значит, суммарная эффективная потребляемая мощность всех автомобилей:
Wэф = Wa / 10 = 1010 кВт
Сколько можем дать сейчасВ статье Константина Ранкса приводится число 2 млрд киловатт. Попробуем сами прикинуть.
Мы выходим из того, что мы производим ровно столько энергии, сколько потребляем, ибо мы нигде ее не накапливаем и не «сливаем» (как минимум, опять же, в пределах «порядков»).
Самая большая трудность в этом расчете — я не могу прикинуть, сколько потребляет промышленность. В разных статьях пишут, что население потребляет не то больше, чем промышленность, не то меньше. Где здесь истина — я не знаю. Здравый смысл подсказывает, что промышленность потребляет больше. Для начала прикинем, сколько потребляет население.
Население земли Nл = 7 ∙ 109. Как и в случае с автомобилями оценим эффективное население земли, т.е. то, которое потребляет энергию. Выкинув пол-Индии, пол-Китая, почти всю Африку, 30% Латинской Америки я решил, что «эффективно» пользуются электроэнергией ~ 3-5 млрд людей (пока что мантиссу не округляю, далее будет понятно зачем).
Теперь о том, как они пользуются. Берем простой пример: моя семья из 4-х человек (2 детей) потребляет ~100 кВт∙ч в месяц (коротко: 10 мало, 1000 — много). Даже не имеет значение 2 или 4 человека в семье — порядок не меняется! Поэтому предположим, что на каждых 3 человека на земле приходится 100 кВт∙ч в месяц. Значит в месяц мы все потребляем/производим:
Eмес = 100 кВт∙ч / 3 × 3∙109 = 1011 кВт∙ч / месяц (вот зачем я оставил мантиссу в населении).
В месяце 720 часов. Отсюда находим суммарную мощность электростанций:
Wэс = 1011 / 720 ≈ 108 кВт
РезультатИтак, чтобы все пересели на электрокары:
нам нужно — 1010 кВт
сейчас мы можем — 108 кВт
недостаток мощности — ~ в 100 раз!
Что не было учтено:
- вся промышленная и военная транспортная техника (да и вряд ли их так уж быстро переведут на электрообеспечение с их мощностью). Честно говоря, я даже не берусь судить, меняют ли они порядок, но однозначно можно утверждать, что они только «усугубляют» ситуацию
- промышленное потребление энергии. Не знаю, как его учесть и стоит ли? В расчете брались автомобили населения и количество электричества, производимого для населения. Даже если мы учтем, что реальная мощность электростанций больше в 10 раз — мы все равно не сможем «отобрать» эту мощность у промышленности в пользу населения
- КПД двигателей. На порядок практически не влияет (однозначно больше 0,1 и меньше 1)
Выводы
Таким образом, метод решения задач Ферми нам наглядно показывает, что, несмотря на все возгласы экологов, мы еще явно не готовы абсолютно пересадить всех сразу на электрокары. Где же взять недостающие 2 порядка мощности? С какой скоростью теперь надо сжигать мазут/уголь/газ, расщеплять атомы, сколько рек нужно еще перекрыть дамбами, чтобы обеспечить наши экологически чистые машинки? А еще давайте не забывать, что нам теперь надо увеличить в разы площади сечения магистральных ЛЭП, а какие теперь должны быть трансформаторы на подстанциях я даже не представляю. Сколько еще необходимо выплавить алюминия/меди? На эти вопросы я, пока что, ответа дать даже не пытался, но в том, что глобальная электрификация улучшит экологическую ситуацию, уже очень сильно сомневаюсь!
Результат весьма приближенный, но позволяет оценить порядок проблемы.
Может все-таки будущее за другим решением экологических проблем — за автомобилями на водородном топливе или повозками на гужевой тяге.
Полный текст цитируемой статьи
alex-rozoff.livejournal.com/171762.html
Какие-то проблемные расчеты о эксплуатации авто, когда можно взять одометр за год, пять лет, поделить на среднюю скорость по борткомпу и все, нет у него ферми ахаха
Как видно на фото, европейцы массово переходят с дорогого бензина и электричества на обычные дрова, а нам втирают, что электромобили -это выгодно.
Сейчас — углекислота и глобальное потепление.
пс: в любом случае экологическая проблема разрешится либо без нашего участия (но с массовым вымиранием вида), либо с нашим активным участием!
Уровень математики/аналитики — бог
Полпальца в потолок твой комментарий…
вы только Илану нашему Маску ничего не говорите
regnum.ru/news/it/2760275.html
Добывать бесплатно круглый год можно там, где много солнца,-Африка.
На «заправочных станциях „просто менять аккумуляторы .
Аккумуляторы стандартизировать, как марки бензина.
Приехал, поменял “пустой» на заряженный и поехал.
реально ездит на тесле
там на последней картинке
929км за 149квт/час т.е. 1км 160втчасов/км
итого для простоты 1000км = 150квт час
суточная генерация россии = 2.9 млрд квт/часов https://minenergo.gov.ru/node/10277
всего в россии 51млн авто...
итого 2.9*10^9/150*1000км/51*10^6=379км в день
т.е. если все авто россии заменить на теслу, то чтоб сжечь всю дневную генерацию россии все 51мио авто должны проехать 379км в день
мораль в том, что школоту счас никуя не учат — посчитать элементарную задачку никак не могут
еще мораль в том, что при реальном среднем пробеге в 30км в день на электромобили потребуется 10% генерации… а если учесть что в россии есть избыточные мощности по генерации в 20%, то переход на электромобили возможен прямо сейчас