Долговая нагрузка россиян превысила пик 2013-14 годов в ¾ российских регионов ( www.rbc.ru/economics/16/09/2019/5d7fb6e59a79476dd06ffe76?fromtg=1 ). Тенденция роста частного кредитования если и замедляется, то незначительно. И банки придумают, как удержать спрос на заемные деньги. Скопившаяся подушка ликвидности требует. Но есть в сравнении с прошлым кредитным пиком новое обстоятельство. 5 лет назад кредитный бум стал продолжением тенденции долгого роста доходов населения. Прирост доходов сокращался, увеличивая в потреблении долю кредитных ресурсов. Но прирост был, и значительный. Структурный экономический кризис 2014-16 годов сократил расходы и списал значительную часть личных долгов.
Сейчас рост кредитной нагрузки происходи при полной стагнации, если не при сокращении доходов. Кредитными деньгами население обеспечивает себе обычную норму потребления.
Решить проблему роста долга, просто запретив банкам кредитовать – гарантированно вызвать общественное недовольство. Время для этого не лучшее, после московских протестов. Возможно, решение будет несимметричным, например, через государственное субсидирование кредитной ставки.
/Так или иначе, нависающая проблема долга российских домохозяйств будет нуждаться в госрегулировании. Роль регулирования, видимо, сведется к перекладыванию части ответственности за долги и их стоимости с самих домохозяйств на государство и инфраструктурные институты. Т.е. к ослаблению контроля за качеством заемщика. Отечественная банковская система и так неэффективна, а ей, вероятно, будет предложена еще серия демотиваторов и подпорок для продолжения деградации.
Для нас с Вами, создающих розничный рынок публичного долга, где инвестор видит заемщика и дает ему деньги напрямую, избегая непрозрачнось системы банковского аккумулирования и распределения денег, это еще один аргумент за.
я буду считаться закредитованным по уши населением если буду мызгать туда-сюда по беспроцентному периоду?