Вторая часть Мерлезонского балета по переводу ИИС из Открытия в ВТБ. Первую (менее абсурдную и драматичную) изложил здесь. Если коротко: 21 мая подписал заявление на перевод ИИС из Открытия в ВТБ, 23 мая деньги были в ВТБ, но заблокированы для любых операций до получения справки о закрытии счета из Открытия. Справка запаздывала, обездвиженный капитал усыхал в лучах инфляции. Написал на Smart-Lab – помогло. В пост пришел представитель Открытия (спасибо ему!) и сказал, что справка будет у меня раньше, чем обещали в региональном офисе. Не обманул. Справку действительно доставили 3 июня в понедельник (хотя до этого меня уверяли в региональном офисе, что почта из Москвы у них ходит исключительно по четвергам). Забрал я ее лишь в среду (потому что о доставке меня не уведомили), но это уже мелочи.
А теперь акт второй, в котором абсурд предпринимает новое наступление на здравый смысл, а ВТБ и Открытие играют моим ИИС в пинг-понг. В среду же, 5 июня, отнес справку в региональный офис ВТБ (что с ней делать там, разумеется, без моих подсказок не знали, но благодаря им и звонкам в Москву – справились). Уже через день мне перезванивают из ВТБ и сообщают, что в справке из Открытия ошибка и они ее принять не могут, заказывайте новую, ждите еще неделю, а там посмотрим. Справка эта, к слову, размером с налоговую декларацию. ВТБ не понравился пункт 16 «Сумма изъятых физическим лицом денежных средств с ИИС», в котором Открытие проставил «0», а они хотели видеть переведенную к себе сумму.
Тут же написал в Открытие, ответили быстро в стиле: передайте сотрудникам ВТБ, что они сами не понимают в справках. В пункте 16 должен быть «0», потому что физлицо ничего не изымало, а перевело другому профучастнику рынка. Мол, такие же справки даем другим брокерам, и они не жалуются, переделывать не будем. Хм, кажется, мы доигрались до патовой ситуации. Деньги заморожены, сделать какой-либо ход по правилам я не могу, лежу мертвым грузом со своим ИИС промеж навязанного мне финансового-нелюбовного треугольника, подпираемый Открытием, ВТБ и непомерно раздутым чувством величия их бухгалтерий, радостно ухвативших меня за 16 пункт.
Но делать нечего, стряхиваю морок, несу весть в ВТБ. Письменно. При этом потерял еще один день, потому что письма с буржуйского Gmail в ВТБ никак не доходили, помог патриотический Яндекс. Предварительно в ВТБ на словах настаивают, что они правы и даже грозят вернуть средства ИИС в Открытие, если не получат удовлетворяющую их справку. Здесь, надо сказать, я совсем поплыл и заплетающимся языком пролепетал в трубку: не надо, вы же меня лишите тогда налоговой льготы, так как ИИС там уже закрыт, а я попаду на пени и штрафы перед государством с возвратом ранее полученных вычетов. Честно говоря, в такой сценарий мне пока слабо верится, что два крупнейших банка и брокера РФ подставят клиента под налоговый монастырь, просто потому что не умеют делать свою работу. Но кто знает, окно Овертона открыто.
Раз заговорили о государстве, вот пару штрихов о том, как перевод ИИС должен был пройти с точки зрения закона и идеального мира (благо за время вальсирования с Открытием и ВТБ я эти нормы изучил порядком). Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг», сведения при закрытии ИИС должны быть переданы между профучастниками рынка без привлечения клиента в качестве посыльного или курьера. Размещенные на сайте же ВТБ Методические рекомендации НАУФОР по порядку передачи и приема активов ИИС рекомендуют проводить такую операцию в срок до 15 дней. Приложение №19 к Регламенту оказания услуг на финансовых рынках Банка ВТБ фиксирует право, но не обязанность брокера блокировать счет ИИС до поступления сведений от другого профучастника рынка. На последнее я и указал в письме к ВТБ, призвав их проявить добрую волю в этой абсурдной ситуации, продемонстрировать достойный клиентский сервис и разблокировать мой ИИС без танцев с бухгалтерским бубном.
Выводы и впечатления:
1) Процедура перевода ИИС не отработана от слова совсем. Идешь как по минному полю (может пронесет, а может вляпаешься). Самое главное, что брокеры категорически не хотят взаимодействовать напрямую, а всякие свои «хотелки» и претензии друг другу передают через клиента, который выполняет роль бесплатного гонца, должен вести перекрестные переговоры по телефону и сигать за справками по первому свистку.
2) Бухгалтерии, которые толкуют пункты справок и вершат судьбы ИИС, сокрыты в самых недрах башен из слоновой кости. Пожелания этих оракулов передаются вам устами клиентских менеджеров после долгих консультаций с бухгалтерией. В случае с регионами сигнал глухого телефона обратно пропорционален квадрату расстояния до Москвы.
3) Механизмы процесса смазываются исключительно вашей активностью. Если не звонить, не спрашивать, не напоминать о себе – про вас забудут, а ваш ИИС отправят на запасные пути. По ощущениям (и здесь хоть я и расстался с Открытием, но буду справедлив), менеджеры Открытия на ГЛ в Москве работают быстрее и дружественнее к клиенту, а в ВТБ – на кого попадешь. Могут и приласкать, могут напугать, но в целом ты понимаешь, что стоишь перед огромным Левиафаном, который может придавить тебя, не заметив. Хотя посмотрим, дождусь следующего хода ВТБ, ведь мяч теперь на их стороне.
Тут либо переводить бумаги, либо оставить как есть.
Экономическая выгода с учетом комиссий не очевидна. Я лично оставил как есть.
словоблуды бэ
Это только на ИИС? Я у себя попробовал на обычном счете, депозитарка обычная, 150р. Может уже отменили?
Жалобу в цб
Жалобу в втб