Мальчик buybuy
Мальчик buybuy личный блог
10 апреля 2019, 02:13

Казиношная задачка - specially for Vincent Demidoff (нелюбитель математики)

Доброй ночи, коллеги!

Ну, раз математика ничего не стоит в трейдинге — попробуем применить ее в реальной жизни.
Итак — поздней ночью мы зашли в казино.
Выбрали рулетку и сделали 100,000 бросков (попросили крупье быть пошустрее). Зеро заклеили скотчем — выпадает только красное и черное.
Потом повторили этот эксперимент 100500 раз. Получили 100500 различных траекторий (красное +1, черное -1)

ВОПРОСЫ:
1. Какой процент из 100500 траекторий вернется в нулевую точку? (красное выпадет примерно столько же раз, что и черное)
2. Как будет устроена типичная траектория?

С уважением
28 Комментариев
  • _sk_
    10 апреля 2019, 08:35
    При таком случайном блуждании типичная траектория всё реже и реже будет возвращаться в нулевую точку, так что будут периоды затяжного выигрыша и проигрыша. При этом, основное время траектория будет проводить вдали от нулевой точки и «казаться нечестной». Для тех, кто хочет разобраться, почему это так, стоит почитать про закон арксинуса.

    Математическое моделирование приводит примерно к таким графикам.Примеры траекторий случайного блуждания

  • Dmitryy
    10 апреля 2019, 11:46
    Поскольку многоуважаемый мэтры молчат, позволю себе высказать предположение. Если зеленых и красных одинаковое количество, 18 красных и 18 зеленых, и все они расположены равномерно, т.е. заклеенных зеро просто не существует, то модель по-сути ничем не отличается от подбрасывания монетки: 

    E[S(t)] = 0

    Через большое количество шагов, результат будет нормально распределен относительно нуля. Т.е. процент около нуля можно найти по формуле плотности вероятности для нормального распределения:


    сигма = 1, Мю = 0, x = 0, получаем 1 / SQRT(2*pi) = 0,3989422804, т.е. примерно 40% будет сходится к нулю. 
      • Dmitryy
        10 апреля 2019, 15:55
        Мальчик Buybuy, с уважением конечно, но прошу просветите, что я делаю не так, буду благодарен.

        Создал следующий код для моделирования (в LINQPad):

        var rnd = new Random();
        var arr = new List<int>();

        for (var j = 0; j < 105000; j++)
        {
          var sum = 0;

          for (var i = 0; i < 100000; i++)
          {
            sum += rnd.Next(0, 2) > 0? 1: -1;
          }

          arr.Add(sum);
        }

        arr.Dump();


        Подождал примерно 5 минут, скопировал в эксель и получил такую гистограмму:

          • Dmitryy
            10 апреля 2019, 16:08
            Мальчик Buybuy, о, спасибо, теперь мне понятнее.
          • Dmitryy
            10 апреля 2019, 17:58
            Мальчик Buybuy, а как тут правильно посчитать СКО?
              • Dmitryy
                10 апреля 2019, 18:09
                Мальчик Buybuy, да, это для моделирования одного случая из 100,000, а у нас 100,500 таких случаев, или это я уже смешиваю не смешиваемое)
              • Dmitryy
                10 апреля 2019, 22:16
                Мальчик Buybuy, кстати если отсортировать результаты эксперимента, и построить график, получится нечто подобное графику арксинуса:



                Совпадение?

    • ch5oh
      27 апреля 2019, 00:13

      Dmitryy, Вы неправильно прикинули дисперсию после 100500 бросков.

       

      Даже из Вашей формулы видно, что вероятность оказаться в малой окрестности нуля исчезающе мала (и ее надо считать не подстановкой параметров в плотность вероятности, а интегрированием по интервалу).


      Далее, поскольку дисперсия распределения растет как N, то искомая вероятность стремится к 0 с ростом числа бросков. Думаю, можно даже прикинуть скорость сходимости.

  • Борис Гудылин
    10 апреля 2019, 14:36
    «Что нам делать с пьяным матросом?»
    • Ed-ti
      12 апреля 2019, 20:14
      Борис Гудылин, Какую разновидность задачи следует рассматривать?
      1) Когда матрос движется из точки А в точку В, так сказать «по коридору», или
      2) Когда матрос может двигаться на все 360 градусов.
      • Борис Гудылин
        12 апреля 2019, 22:57
        Ed-ti, не совсем понимаю, почему вопрос адресован мне.

        Не стоит себя ограничивать, добавьте еще и трехмерный вариант.
        1) уже в основном разобран, выше приведена красочная развертка по времени.
        Эта задачка в разных вариантах неоднократно обсуждалась на SL.
        Мне такие не очень нравятся, занимаюсь ими только по необходимости.
        Как ни странно, единственное, что у меня оказалось в руках при первом знакомстве с графиками 10 лет назад, это был тот самый корень(T) и неконкретное ощущение фрактальности.
  • А. Г.
    10 апреля 2019, 14:43
    На закон арксинуса намекаете 
      • А. Г.
        10 апреля 2019, 14:51
        Мальчик Buybuy, для процесса с отрицательными корреляциями соседних приращений и должен возвращаться чаще, а вот с нулевыми — вряд ли такая доля будет. Так что от свойств процесса зависит частота «возврата».
          • А. Г.
            10 апреля 2019, 14:57
            Мальчик Buybuy, я с трудом воспринимаю описание математических моделей словами. Я даже если книжки по трейдингу листаю и не вижу хотя бы одной формулы или таблицы с цифрами на 5 страниц в среднем, то закрываю и кладу обратно на полку книжного магазина.
  • ch5oh
    27 апреля 2019, 00:34

    Черт.
    Только собирался пилить пост с моделированием и картинками.
    А уже все разжевано, оказывается.

    =) Вы мне сэкономили много времени на подготовку материала, благодарю.

     

    А коллеге Дмитрий Новиков предлагаю взглянуть на ситуацию двумя другими способами.

     

    с1. Бросаем 100 миллионов раз. Траектории являются СВ с распределением N(0, 10000)

    Чтобы посчитать вероятность оказаться около нуля предлагаю определить понятие "около" как "0.001*СКО". В нашем случае это 10.

     

    Итого, прошу коллегу Дмитрий Новиков посчитать вероятность того, что после 100 миллионов бросков СВ окажется в отрезке [-10; 10].


    На всякий случай напоминаю, что если СВ является N(0,10000), то вероятность надо вычислять интегрированием Phi(x|0,10000) по заданному интервалу.

     


    с2. Концы траекторий действительно стоят то слева от нуля, то справа.

    Поэтому визуально возникает неправильное интуитивное ощущение, что самый вероятный исход для конца траектории — нуль.

     

    Чтобы объяснить своей интуиции в чем она облажалась, надо рассмотреть не облако «концов», а поставить задачу формально и изучить распределение другой случайной величины.

     

    Вместо изучения суммы (обозначим S), надо изучить "расстояние до нуля".
    То есть |S|


    ПС И реверанс господину Борис Гудылин :

    Можно бросить шарик 100 миллиардов раз, даже триллион раз. Даже гуглион раз. Тем не менее, итоговое распределение останется дискретным с шагом 1.


    При этом если количество бросков нечетно, то сумма никогда не окажется в нуле.
    S всегда будет >= +1 или <=(-1).

     

    Выражаясь формально, S принадлежит множеству Z\{0}

    • Dmitryy
      27 апреля 2019, 15:19
      ch5oh, думаю всё же, еще один пост не будет лишним, тем более здесь коллеги уже не прочтут)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн