Россия после кризиса
Сергей Гуриев, Эндрю Качинс, Андерс Ослунд
Юнайтед Пресс © 2011
goo.gl/h9MiUi Вкладка рейтинг книг. Некоторые конспекты здесь https://t.me/kudaidem Список ВидеоКонспектов книг goo.gl/D9wQF8
Общий рейтинг: 8
Значимость темы: 9
Новизна материала: 8
Стиль изложения: 8
Как же получилось, что Россия пострадала от мирового финансового кризиса больше, чем многие другие страны? Почему инвесторы при первых же намеках на проблемы первым делом бросились выводить деньги из России? Какие выводы должно сделать российское правительство по итогам событий, которые чудом не закончились катастрофой? На эти и многие другие вопросы отвечают авторы сборника – ведущие специалисты по России и странам с переходной экономикой.
По мнению всех авторов сборника, кризис предоставил блестящую возможность провести структурные реформы, которые так долго откладывались из-за мнимого процветания.
Авторы сборника – поклонники принципа: чем ниже цены на нефть, тем лучшим может быть будущее России.
Краткое содержаниеМировой финансовый кризис 2008–2009 годов нанес колоссальный ущерб глобальной экономической системе. С мая по октябрь 2008 года российский фондовый рынок обрушился на целых 80%, а в 2009 году ВВП страны уменьшился на 8%.
Одна из основных задач экономической науки – прогнозирование того, возможно ли повторение этих событий в будущем, с учетом весьма вероятного, по мнению многих исследователей, падения цен на энергоресурсы в обозримой перспективе.
Парадоксальность резкой рецессии 2008–2009 годов в России – в том, что целое десятилетие до этих событий в стране наблюдался бурный экономический рост. Период между 1999 и 2008 годами был временем экономического расцвета. ВВП увеличивался на 7% в год, иностранные инвесторы стояли в очереди, чтобы успеть вложить капиталы в росшую как на дрожжах экономику, а российский фондовый рынок вырос за это время в 20 раз. Резко (в три раза) увеличились доходы населения, процентные ставки снизились, в стране начался беспрецедентный бум потребления. Значительная часть финансовых поступлений, полученных Россией, были “нефтегазовой рентой”. По данным на 2008 год доходы от продажи энергоресурсов составляли 30% от ВВП. Стоимость барреля нефти на мировом рынке взлетела от нескольких десятков долларов в 1998 году до немыслимых еще недавно 147 долларов в июле 2008 года.
Несмотря на столь благоприятный экономический фон, российское правительство так и не сумело решить целый ряд острейших экономических проблем – некоторые из них сыграли свою роль в рецессии 2009 года. Так, инфляция оставалась на неприемлемо высоком уровне, превышавшем 10%.
главное, чего не удалось добиться правительству, – это снизить зависимость экономики от нефтегазовой ренты.
В предкризисные годы обозначились и другие хронические проблемы экономики:
Осенью 2008 года случилось то, чего не ожидали авторы самых пессимистических прогнозов: цены на нефть упали ниже 40 долларов США за баррель.
В мае 2008 года рыночная капитализация “Газпрома” составила 350 миллиардов долларов – по стоимости эта компания заняла третье место в мире.
Однако по мере приближения пика кризисных явлений на мировом рынке “Газпром” претерпел удивительное превращение: его рыночная стоимость за каких-то полгода упала более чем в четыре раза – до 85 миллиардов долларов! С учетом роли, которую “Газпром” играет в наполнении бюджета страны, можно считать, что кризис, постигший компанию, стал одним из проявлений общего кризиса российской экономической модели.
В начале 2009 года газовый гигант, привыкший получать экспортные сверхдоходы, столкнулся со значительным падением спроса (вызванным структурными реформами европейской энергетики, появлением альтернативных источников и поставщиков, и также другими причинами).
Осознание тупика, в который завела страну зависимость от ископаемых видов топлива, возникло даже на самом верху российской власти. Как заявил Дмитрий Медведев, “добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, нельзя”.
Одной из примечательных черт российского экономического кризиса 2008–2009 годов было сохранение в стране социальной стабильности. Рейтинг власти оставался устойчивым.
Очевидный рецепт для предотвращения в будущем масштабных экономических катаклизмов наподобие кризиса 2008–2009 годов – преодоление “ресурсного проклятия”.
Российское руководство сегодня находится перед двумя наиболее вероятными сценариями развития событий. Первый – “сценарий 70–80”: если цены на нефть не опустятся ниже этих пределов, то в российском бюджете будет достаточно средств, чтобы худо-бедно выполнять внутренние и внешние обязательства, не прибегая ни к каким серьезным реформам. Это будет аналог небогатого, но вполне сытого брежневского застоя. Второй сценарий – подлинная модернизация и проведение структурных экономических и социально-политических реформ. Посткризисные годы могут стать уникальным в российской истории периодом, когда стране в обозримой перспективе уже ничто не угрожает, и осуществление преобразований будет тем шагом, который навсегда вернет страну в семью цивилизованных государств.
Об авторахСергей Гуриев – профессор экономики Morgan Stanley, ректор Российской экономической школы. Эндрю Качинс – эксперт по российской внешней и внутренней политике, директор российско-евразийской программы Центра стратегических и международных исследований.
Андерс Ослунд – ведущий специалист по экономической трансформации бывших социалистических стран
P.S. Что Вы думаете про развитие России после кризиса 2008 года?
P.P.S. Канал https://t.me/kudaidem — Инвестидеи. Новости бизнеса, технологий. Рецензии на фильмы и книги. ВидеоКонспекты книг.
Канал https://t.me/SmartEventMos — Деловые события Москвы
Youtube-канал goo.gl/WU2mpR том, что нам ждать от будущего и как в нем преуспеть