В 1965-1970 годы Косыгин проводил реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Кукуруза надоела, целину занесло песчаными бурями, купить особо в магазинах было не чего. Советский Союз уже тогда стал загнивать после «способного» Хрущева. Тогда Косыгин столкнулся с невозможностью включить весь арсенал рыночных правил в свою реформу. Социалистическая модель входила в противоположность с капиталистическими методами. Но удалось добиться права для заводов часть прибыли оставлять у себя и расходовать по своему усмотрению на премии, путевки для рабочих, строительство баз отдыха. Заводы даже смогли немного корректировать госплан по выпуску своей продукции если план был нереальным. Вводился частичный хозрасчет заводов друг с другом. Это мизер по сравнению, что можно делать сейчас. Сегодня можно делать в реформах практически все.
Реформа Косыгина дала 50% роста в промышленности за 5 лет. Темп среднегодовой 10% — не слабо. К 1970 году главное противоречие сводилось к тому, что в результате повышения производительности труда на предприятиях приходилось сокращать лишний штат, началось сокращение бюрократического персонала на предприятиях, сокращение медленно работающих рабочих ( кто любит покурить и попить чайку), прибыль манила и заводы стали понимать в ненужности лишнего персонала, лентяев. Куда их девать? Социализм не предполагает наличие безработных совсем! Косыгину сделали внушение. Сейчас этих ограничений нет. Сокращай, не бери лишних, хоть одних роботов оставь.
А вот поставило жирную точку в реформах Косыгина это наше все. Выросшие цены на углеводороды стали спасением для руководства ЦК КПСС от реформ Косыгина. Весь это геморрой Брежнев заткнул трубопроводом в Европу. Пошел газик, потекла нефть. Косыгина наградили медалью и сказали, чтобы не высовывался. Реформы спустили на тормозах. Но сейчас то бизнес частный.
Мы можем и делаем, только пусть для нашего же благополучия нефть не будет ничего стоить, а газ окажется никому не нужен.
По сути Косыгин создал прототип рыночной системы, когда меньшинство живёт хорошо за счёт большинства, то есть то с чем боролись, когда был переворот.
Это неудивительно ведь Косыгин являлся тем самым представителем меньшинства-партийной элиты, которая получив власть думала как конвертировать ее богатства и передать егоего следующим поколениям (своим детям), а это было возможно только идя по пути рынка к частной собственности. Это был первый шаг.
Никаких лучших (или хотя бы рядом стоящих) массовых долгосрочно-успешных способов мотивации экономических субъектов чем эксплуатация алчности (прибыль, доход) на сегодня не придумано.
погугли про принципы сталинской кадровой политики
smart-lab.ru/blog/390233.php#comment7037979
впринципе так и сейчас…
и не производительность труда в ссср (россии) маленькая, а начальства — паразитов слишком много....
www.litres.ru/erik-raynert/kak-bogatye-strany-stali-bogatymi-i-pochemu-bednye-strany-ostautsya-bednymi/?gclid=EAIaIQobChMIydyK282r3wIVWaqaCh3z5gXAEAAYASAAEgIFZPD_BwE
Лучше Райтнера прочитайте. Его гнобяь пропагандисты от экономики за правду.