Прочитал, а точнее прослушал отличную книгу Канемана «Думай медленно, решай быстро», которая в оригинале, правда, называется «Мышление, быстрое и медленное» (Thinking, Fast and Slow). Очень надеюсь, что по тексту переводчики меньше применяли свои творческие способности и не так сильно исказили оригинал)
В любом случае, читать эту книгу я однозначно рекомендую.
Дэниель Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области поведенческой экономики, и в этой книге он убедительно рассказывает почему то, что я учил на экономтеории в институте, мягко говоря, не совсем точно описывает реальность. Ну, вообще-то я и раньше догадывался)
Канеман пишет, что наше мышление условно состоит из двух систем: системы 1 — быстрой, но не очень точной и системы 2 – медленной, но более «рассудительной». Человек отождествляет себя со второй системой, но, по сути, быстрое мышление незаметно для нас определяет наши решения в большинстве случаев. Обычно это избавляет нас от необходимости думать над каждым шагом, многие действия мы выполняем «на автомате». Но, за скорость и автоматизм приходится платить точностью. Если система 2 не включается и не проверяет решения, принятые системой 1, то велика вероятность возникновения когнитивных искажений, которые, собственно, и рушат представления о рациональности человека.
В книге описаны многие когнитивные иллюзии и их эффекты, вот лишь некоторые из них:
— Эффект подстановки системой 1 ответа на более простой вопрос, чем тот, который в действительности задан.
— Недооценка регрессии к среднему, а ведь неожиданно высокие или низкие результаты действительно имеет тенденцию к возврату к средним значениям.
— Игнорирование априорных вероятностей – мы придаем слишком большое значение «уникальности» ситуации и не принимаем в расчет статистику.
— Ошибки планирования, связанные с излишним оптимизмом, переоценкой выгод и недооценкой рисков.
— Боль от потери сильнее, чем удовольствие от соразмерного выигрыша. Поэтому люди избегают риск при выборе между гарантированным выигрышем и возможностью выиграть больше или ничего, и выбирают гарантию. Но в случае с гарантированным убытком или возможностью (с теми же вероятностями) потерять больше или ничего, люди склонны принимать риск и выбирают лотерею. Это объясняет тягу среднестатистического спекулянта к пересиживанию убытков и нехватку терпения для высиживания прибыли.
Все эти искажения и иллюзии влияют, в числе прочего, на качество прогнозов биржевых аналитиков. Канеман приводит результаты известных исследований, которые показали нулевую корреляцию между успешностью прогнозов аналитиков в разные годы. Т.е. точный прогноз — не более, чем случайность. Ну, смартлабовцы об этом и так знают)
Еще есть упоминание об исследовании, согласно которому котировки акций эмитентов с труднопроизносимыми названиями показывают менее успешные результаты по сравнению с благозвучными именами. Интересно, но жаль, что это исследование в книге описано не очень подробно.
Интересно, что одним из проявлений когнитивных искажений является предпринимательство. Известно, что по статистике подавляющая часть малых бизнесов и стартапов терпит неудачу, но это не останавливает новых начинающих предпринимателей (как и трейдеров). Каждый думает, что его ситуация уникальна, строит излишне оптимистичные планы и не берет в расчет риски. Для общества в целом это полезно, так как около 10% из них создадут действительно востребованные продукты/услуги и будут двигать экономику вперед. Но вот остальные 90% просто прожигают деньги инвесторов и какую-никакую господдержку. Для ФР 90% сливающих тоже полезны — кормят индустрию, поддерживают ликвидность)
Да, книга может натолкнуть на не самые радужные выводы – верить нельзя даже самому себе) Надо ли говорить, что очень многие (особенно бизнес и государство) пытаются использовать наши когнитивные искажения ради своей выгоды? Так что, понимание того, как устроено мышление человека дает более качественную базу не только для самоанализа и саморазвития, но и для более эффективного взаимодействия с обществом.
Как раз для случайного блуждания со средним нуль вероятность возврата в нуль в случае сильного отклонения траектории от нуля стремится к нулю.
Например, если кто-то на каждом ЛЧИ сливал несколько лет, а в этом году показал отличный результат, то что мы предположим о его результатах в следующем году? Может, конечно, человек нашел грааль, но вероятнее, что его результаты вернутся к его среднему показателю, т.е. к убыткам.
Канеман проводил исследования с результатами спортсменов и таким образом объяснил почему после выдающего сезона, как правило, спортсмены показывают результаты хуже. Его версия — регрессия к среднему.
Да и в целом, что касается Вашего замечания, я думаю многое зависит от срока ожидания такого возврата.
Я только взял частный случай, когда среднее приращений и, соответственно, любого члена последовательности случайного блуждания равно нулю.
Ни о каком реальном процессе речи не шло.
минусанул случайно, извините.