Накануне рейтинговое агентство Moody's сообщило о том, что в ближайшие годы разрыв между тройкой ведущих ритейлеров и более мелкими конкурентами увеличится. Это станет возможным по причине того, что и X5, и «Лента» планируют поддерживать рост сопоставимых продаж и продолжат активно открывать новые магазины. Что касается «Магнита», то хоть у него сопоставимые продажи снижаются, сеть продолжает увеличивать торговые площади.
Агентство отметило также, что в 2018-м году продажи российских продуктовых сетей могут увеличиться в результате роста реальных располагаемых доходов населения и роста реальной заработной платы с начала года. Правда, пока подобные прогнозы можно считать весьма условными, поскольку любое улучшение потребительских настроений и ожидаемый рост российской экономики возможен при росте нефтяных цен или по крайней мере отсутствия тренда на их снижение. Надо понимать, что сезонность инфляции при росте спроса на продукты питания в осенний период будет неизбежно повышать уровень продуктовой инфляции, что сможет способствовать росту выручки продуктовых ритейлеров.
Пока уровень конкуренции в российском продуктовом ритейле остается на достаточно низком уровне, но по итогам года он может повыситься благодаря различным маркетинговым акциям, которые будут вынуждены устраивать ритейлеры в борьбе за потребителя. Это значит, что рентабельность продаж будет снижаться и сдерживать темпы снижения долговой нагрузки.
Вообще, приятной новостью в среднесрочной перспективе для котировок российских ритейлеров можно считать тот факт, что по итогам TOP-10 крупнейших торговых сетей в сегменте FMCG занимают почти 30% в структуре продуктового розничного рынка России. Российские компании в секторе постепенно стали конкурентоспособными, дабы оказывать серьезное противостояние международным ритейлерам. Даже в TOP-3 по годовой выручке за 2017-й года в России в этом сегменте не осталось иностранных компаний. Первое место занимает X5 Retail Group, второе – «Магнит», а третье – «Лента». Это значит, что все лидеры данного сектора являются национальными компаниями, что очень несвойственно, например, европейскому ритейловому рынку, где международные ритейлеры занимают ведущие позиции на рынках отдельных стран.
Абелев Олег
ИК «Риком-Траст»