Марэк
Марэк Копипаст
05 июня 2018, 13:13

Принудительный выкуп акций у миноритариев является "отжимом" и требует законодательного усовершенствования

03.06.2018 
Внесенные в марте 2017 года в закон «Об акционерных обществах» поправки на основании директив ЕС в части реформы фондового рынка, на основании которых собственник 95% акций и больше может осуществлять принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров (так называемый механизм squeeze-out), в существующих условиях ущемляют права акционеров и требуют усовершенствования.

Как сообщается в статье народного депутата Украины Игоря Луценко («Батькивщина») в издании «Зеркало недели. Украина», мажоритарные акционеры, владеющие доминирующим пакетом акций свыше 95%, могут отобрать у миноритариев их долю насильно и фактически за бесценок.

По его данным, сейчас squeeze-out начат минимум в 45 акционерных обществах, и в большинстве из них цена близка к номиналу или даже ниже в несколько раз, как в случае с Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, акции которого оценили для офшорной компании Barlenco (через которую «Метинвест» осуществляет принудительный выкуп акций) в 8 коп за штуку, втрое дешевле номинала 0,25 грн.

При этом парламентарий отмечает, что после проведения дополнительного выпуска акций меткомбината компания «Метинвест» увеличила свою долю в нем с 2,192% до 74,6455%. Соответственно, процентное соотношение других акционеров и стоимость их акций упали в несколько раз. Путем таких сделок «Метинвест» завладел 99,32% акций ММК. Миноритариям — 45 тыс. человек — теперь принадлежит только 0,68% акций, в основном это нынешние и бывшие работники завода.

«Сейчас весь комбинат оценен в $38 млн, а это около 1% от стоимости строительства нового такого же комбината с нуля. Аналитики фондового рынка выявляют серьезные расхождения в десятки раз между оценкой этого предприятия и официальным отчетом „Метинвеста“ о доходах от металлургии за 2017 г. Следовательно, на одном простом примере видно невероятное количество злоупотреблений даже с ценой выкупа, что сейчас наблюдается в большинстве случаев squeeze-out, не говоря уже об антиконституционности самого закона. А сколько их еще будет с учетом того, что в Украине свыше 4,5 млн миноритарных акционеров», — предупреждает народный депутат.

И. Луценко также указывает на неадекватные цены выкупаемых акций ГОКов «Метинвеста» — СевГОКа, ЦГОКа и ИнГОКа, где акции стоят почти столько же, сколько компании получили прибыли только за полтора года.

Парламент отмечает, что по некоторым предприятиям начались судебные процессы. Так, шесть физлиц-миноритариев, работников «ДТЭК Днепрэнерго», подали коллективный иск в Хозяйственный суд г. Киева — акционеры потребовали признать недействительными соглашения обязательной продажи акций по выставленной им оферте. Подобная конфликтная ситуация в банковском секторе — без акций остались миноритарии «Укрсиббанка», Кредобанка и «Креди Агриколь Банка».

«Даже студенту-юристу очевидно, что у новопринятого законодательства отношения с Конституцией непростые. В соответствии с ч. 5 ст. 41 Конституции Украины принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Норма статьи 65-2 Закона Украины „Об акционерных обществах“ не отвечает обоим требованиям: она позволяет изъятие имущества в частных интересах и изъятие имущества без предварительного возмещения», — полагает И. Луценко, указывая и на другие правовые коллизии.

По мнению парламентария, необходимо поддержать, в частности, ассоциацию участников рынков капитала и деривативов (ПАРД), Ассоциацию «Украинские фондовые торговцы» (АУФТ) и Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), которые направили в НКЦБФР предложения об усовершенствовании процедуры squeeze-out.

По его словам, во-первых, общественность предлагает корректно реализовывать директивы ЕС. Дело в том, что в странах Евросоюза процедура публичного предложения применяется как механизм выхода публичной компании с публичного рынка. У нас же почему-то процедуру законодательно легализированного «отжима» распространили и на частные акционерные общества, тем самым предоставив замечательный инструмент для рейдерства.

Во-вторых, профессиональное сообщество считает, что следует в законодательстве предусмотреть для миноритарного акционера или какого-либо инвестора, в том числе государства, право встречного конкурирующего предложения (обратного требования) относительно выкупа пакета акций общества по цене и объему не меньше, чем то, что предлагает мажоритарный акционер.

«Иначе говоря, если Ахметов заявляет, что цена акций ММКИ 8 коп., то пусть по этой цене продает их всем желающим в случае, если такие появятся. Назвал цену — неси за нее ответственность вплоть до продажи всего своего пакета по такой стоимости. В случае существования такого принципа Ахметову придется трижды подумать, надо ли рисковать и ломить низкую цену за акции своего предприятия при выкупе их у миноритариев», — поясняет автор статьи в еженедельнике. При этом он подчеркивает, что данная норма является частью европейского права.

«Почему-то законодатели, скопировавшие европейский опыт, о ней забыли. Но не забыли написать в пояснительной записке к проекту, что он направлен на имплементацию Директивы 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета Европы относительно предложений о поглощении, в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Вот в какой красивой упаковке приходят к нам сомнительные законодательные новшества. Надеюсь на способность парламента исправлять свои ошибки», — резюмирует парламентарий.

Ранее гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Андрей Рыбальченко сообщал, что от механизма принудительного выкупа акций (squeeze-out), частично пострадал 81 инвестиционный фонд.

Основатель и президент одной из крупнейших и старейших на рынке компаний по управлению активами «Кинто» Сергей Оксанич заявил на состоявшемся в конце апреля круглом столе «Squeeze-out по-украински: справедливый выкуп или грабеж миноритарных акционеров?» заявил, что особую остроту конфликтная ситуация вокруг squeeze-out получила из-за «нахального и грубого» поведения группы «Метинвест». По его мнению, установленные «Метинвестом» цены выкупа акций «Азовстали», ММК им.Ильича и трех горно-обогатительных комбинатов оказались в 6-12 раз ниже справедливой стоимости предприятий.

Участники круглого стола выступили за срочную приостановку и доработку закона о squeeze-out и sell-out, в том числе путем обращения в Конституционный суд.

С.Оксанич среди возможных вариантов решения проблемы назвал введение механизма shoot out («техасская перестрелка» или «русская рулетка») – миноритарии или государство получат право выкупать у мажоритария контрольный пакет по выставленной им цене squeeze-out.

Ряд более радикально настроенных участников рынка инициирует обращение в Конституционный суд для полной отмены закона о squeeze-out, считая этот механизм нарушением конституционных прав.
5 Комментариев
  • Бланш
    05 июня 2018, 13:34
    зато этого, как его- диктатора- скинули
      • Бланш
        05 июня 2018, 16:06
        Марэк, это сарказм.   
        но там, где бардак- происходит чтение законов так, как нужно мажоритариям

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн