Совсем недавно мы стали с вами свидетелями долгожданного IPO Dropbox. Рынок уже давно ждал этого, и с 23 марта Dropbox начал путь в динамике стоимости акций. Только за первый день волатильность по инструменту составила 8.9%, что подтверждается повышенным интересом к деятельности компании. Однако действительно ли Dropbox ждёт успех и стоимость акций будет неуклонно расти? Я думаю, нет, и объясню почему.
Ориентир на B2C
Dropbox появился на рынке ещё в далеком 2010 году. Именно тогда случился невероятный IT прорыв, который значительно изменил сегодняшний формат хранения данных. Компания завоевала рынок. Сейчас трудно представить, кто не слышал о данной компании, и сначала количество пользователей неимоверными темпами росло. Именно тогда компания начала монетизировать свой бизнес, но полностью была направлена в сторону B2C сегмента и не ориентировалась на B2B, работая по сей день по модели Freemium. И это было ключевой ошибкой. Понятное дело, что на сегодняшний день это уже исправлено и Dropbox пакетно предоставляет доступ к использованию хранилища. Но нужно было это делать намного раньше, ведь конкуренты в тоже не спали.
Конкурентная среда
Несмотря на то, что Dropbox был первым в этом сегменте и все сделал согласно «стратегии голубого океана», то сейчас конкурентная среда нереально повышенная. И я не беру во внимание мелкие «облачные» компании как pCloud, BlackBlaze, FlipDrive, JustCloud и др. Нет. Я говорю о таких гигантах как Google, Microsoft и Amazon. Эти компании уже имеют идентичные облачные решения и во многом их функционал куда лучше и больше подходит как для физических лиц, так и для больших компаний.
Отсутствие синхронизации с другими сервисами и ограниченный функционал
Продолжая тему конкурентов, хочу отметить, что компании (Google, Amazon и Microsoft) дают больше технических возможностей для использования облачного сервиса. Если Dropbox используется чисто как хранилище файлов, то Google позволяет эти файлы синхронизировать с почтой, документами, календарём, даёт возможность проанализировать данные, а главное настроить работу с внешними ресурсами. Например, вы можете синхронизировать все результаты торговли на счету МТ4/5 непосредственно в гугл таблицу, поделиться ею с кем-то, и вы увидите результаты непосредственно в гугле, что опять-таки позволить провести комплексный анализ торговли. Dropbox такого функционала лишён. Microsoft предлагает решения для визуализации данных (облачный Power BI) и работой с текстами, а на облаках Amazon размещают свои сервера большинство интернет компаний. Поэтому использование других площадок повышает их рентабельность, а в случае с Dropbox наоборот.
Задержка с IPO
Про публичное размещение акций Dropbox я слышал ещё с 2016 или даже 2015 года. Но дождались мы его только сейчас в 2018. За это время рынок облачных решений шагнул далеко вперёд и весь ключевой ажиотаж уже прошёл. Очень много аналогов. И очень много многофункциональных аналогов. Поэтому текущее IPO не является чем-то сверх. Компания предлагает те же самые продукты, что уже есть на рынке, несмотря на то, что именно Dropbox «создал» новый подход. Если бы IPO акций состоялось в 2016, то безусловно акции Dropbox разметали бы как горячие пирожки и стоимость бумаг могла вырасти за квартал на процентов 30-40. А сегодня что? Динамика не такая уж и большая и явно проходит без ажиотажа. C 23 марта акции колеблются в диапазоне с $29до $32 за бумагу.
История предшественников
Если говорить про IPO, то ярким примером размещения акций во время «хайпа» является GoPro. Ник Вудман как никогда подобрал наиболее выгодный момент для данного процесса. Тогда экшн камеры только набирали популярность, да и громких аналогов кроме GoPro не было на рынке. Повышенный ажиотаж был только вокруг этих камер и это хорошо наблюдается в динамике бумаг после размещения их на бирже (с $28 старт и рост до $98 за 3 месяца). А причиной падения стала очень похожая ситуация как сейчас с Dropbox: компания GoPro просто уступила конкурентам. Сегодня на рынке множество аналогов, которые не уступают GoPro в качестве (есть даже и лучше), а стоимость их на порядок дешевле нежели распиаренный девайс. В итоге компания потеряла интерес не только со стороны клиентов, но и инвесторов, в следствие чего произошло падение от пика в $98 до $6 на сегодняшний день. Для примера давайте вспомним Snapchat. Компания изобрела крутой продукт: объединила стримовые видео в социальную сеть. Эту идею также быстро подхватил Facebook/Instagram, VK, Twitter и реализовали на своих платформах. И сегодня нет смысла открывать отдельно аккаунт в Snapchat.
А вот компания с идентичного сегмента рынка — Box. Компания точно также реализовала облачное хранилище, хотя первоначальная модель подразумевала обычный файлообменник, но больше никаких решений своим клиентам не предоставила (на момент размещения акций на рынке, ибо сегодня функционал Box довольно обширный). Динамика акций не произвела фурор и даже снижалась в два раза после размещения акций в 2015 году.
Вполне вероятно, что такая же участь, как и в компаниях, о которых я описал выше, ждёт и Dropbox.
В итоге
Я считаю, учитывая факторы, которые приведены выше, инвестировать в Dropbox не имеет смысла. На рынке есть куда более интересные варианты (те же конкуренты). Компания должна сделать прорыв и расширить возможности/функционал. Например, синхронизировать файлы с CRM или дать возможность облачным вычислениям (в аналогии с тем же Power BI или проводить анализ финансовых и бизнес процессов). То есть нужно уйти от модели сохранения исключительно файлов и предоставлять возможность облачно сохранять и отслеживать информацию. В этом сейчас тренд по использованию облачных решений в современных компаниях.
Смотрите позиционно, а не спекулятивно.
павел дерябин, актив стоимость которого 1.6к и актив, стоимость которого 30$?) И что это вам/мне даст?
P.S. Вы также с рынком спорите?
Пока происходит консолидация, и выглядит она неплохо. Если произойдет пробой выше 34.85 и закрепление/откат, it's a buy!
НО — шортить я бы не советовал. и вот почему. как вышли первые инишиэйшнс (почти все с бай и холд, что логично для селл-сайда) я стал задумываться, может и не все так плохо у дропа. как оказалось да — у них хороший прирост платежеспособного спроса на продукт и растущий арпу.
ок думаю, посмотрю на них и отчетность. и да, она вышла ночью сегодня и автор по-видимому ее не прочитал. и здесь несколько важных моментов:
1) весь звонок делается упор что дроп ориентирован не на B2C, а на B2B. и именно здесь виднеется рост
2) дроп заключает партнерские соглашения с тем же ГУГЛОМ (!!), адобом, сейлсфорс, слеком и тд т тп. Опять же с целью удобства пользователя и создания инфраструктуры. про то удобство синхронизации с гугл докс, щитс и слайдс — именно об этом дроп и говорил на звонке
3) у компании растущие показатели кастомерс и арпу, НО что мне не нравится — никаких цифр по разбивке на В2В и В2С, конвершнс, любым данным. цифр именно операционных очень мало. только красивые слова о росте. но все же о росте обоих составляющих выручки
4) гайденс подняли и по выручке, и по марже. какбе был бит по текущему кварталу, плюс и гайденс подняли
5) ну и по денгам — кеш флоу — компания их генерит, причем успешно. и более объясняет долгие раздумья по поводу IPO именно тем, что в принципе особой необходимости и не было. Но здесь я солидарен с автором, что свое время разместиться они прозевали и хайпануть не удалось :) надо разместиться хоть как.
резюмируя — мой лонг вью это шорт, но в текущих реалиях риск ревард не соизмерим.