Карл Маркс: взгляд историка из XXI века. Конспект. Шубин А.В.
В XXI веке наследие и личность Маркса могут рассматриваться куда спокойнее, во всяком случае – без вмешательства личных эмоций.
Философ, меняющий мир
Он предложил один из вариантов комплексного объяснения исторического процесса, выстраивал цепочку от экономического «фундамента» эпохи к другим её элементам. «Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом».
Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Исследования нужны для построения программы изменения мира к лучшему.
Юный Маркс и его друг и интеллектуальный оруженосец Фридрих Энгельс пишут смело до абсурдности, заглядывая в такие дали, где наивность граничит с провидчеством.
«в коммунистическом обществе, каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, завтра – другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, — как моей душе угодно, — не делая меня, в силу этого, охотником, рыболовом, пастухом или критиком». Общество обеспечит…
разделение труда сохраняется, но оно не закреплено социально.
Идеал по «Немецкой идеологии» – это игра. Немножко того – надоело, немножко другого – наскучило – возьмемся за третье. «Коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности, устраняет труд…»
В дальнейшем, центральной категорией исследования стала «прибавочная стоимость»
Маркс объявляет главной задачей ликвидацию частной собственности.
он нашёл социальный рычаг для свержения капитализма с помощью его «могильщика» пролетариата.
Маркс и Энгельс все же решили, что их модель абсолютного альтруизма и целостности общества должна иметь именно такое название – коммунизм, общность.
Маркс в своей философской последовательности отстаивал тотальную целостность общества и радикальные пути к ней.
Диалектика истории
В 1848 г. Европу охватила революция. Теперь философам предстояло менять мир. Маркс и Энгельс не могут более вязнуть в исследованиях. Требуются четкие формулировки, кредо. Они выпускают «Манифест коммунистической партии».
«Эпоха буржуазии упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря,– буржуазию и пролетариат». Это противоречие должно закончиться «революционным переустройством всего здания» в соответствии с проектом Маркса и Энгельса.
Революция через:
экспроприация земельной собственности,
высокий прогрессивный налог,
отмена права наследования ,
конфискация имущества эмигрантов и мятежников,
банковская монополия государства,
расширение государственного сектора
и создание промышленных армий.
Критики марксизма, опираясь на программу «Манифеста», предсказывали возникновение нового общества угнетения, бюрократической диктатуры.
Участие коммунистов в революции 1848-1849 гг. было довольно скромным, хотя и позволило Марксу и Энгельсу приобрести полезный публицистический и политический опыт. Подводя итоги этого опыта, Маркс и Энгельс выдвинули идею непрерывной революции.
Маркс надеется, что пролетарии используют свою энергию отрицания капитализма для разрушения этого строя, что автоматически приведет к возникновения нового строя – коммунизма.
В 50-е – первой половине 60-х гг. Маркс хотя и комментирует текущую политику в публицистике, но смотрит на современность больше со стороны. Время коммунистов еще не пришло. Можно посвятить время теории.
Маркс пишет свою философско-экономическую книгу Капитал» – это модель одной общественно-экономической формации.
в работах Маркса впервые появилось понятие формаций – социальных комплексов, сменяющих друг друга. До капитализма – феодализм. А до этого? Тут сложнее. Уж больно непохожи античные общества Греции и Рима и азиатские деспотии Месопотамии и Египта.
После распада СССР интерес к формационной теории уменьшился, и напрасно. Историкам полезно иметь систему координат, где цивилизационные «меридианы» дополняются стадиальными «параллелями». «Докапиталистической» формации соответствует традиционное аграрное общество, «капиталистической» в основном – индустриальное городское, а посткапиталистическая перспектива сегодня может обсуждаться в контексте постиндустриального общества.
Главная иллюзия марксизма — временный характер диктатуры, которая взялась управлять всем хозяйством страны. Марксисты при этом забывают опыт истории, который показывает – любая правящая элита защищает свои привилегии.
Секрет успеха школы Маркса
На момент кончины Маркса в 1883 г. он мог претендовать на лавры одного из теоретиков политэкономии, то есть своего рода философии экономики. сильная теория привлекала кадры социал-демократии.
После смерти Маркса его учение могло повторить судьбу идей Фурье и Сен-Симона. Но этого не случилось, и значение такого поворота судьбы для развития мировой социальной мысли очень велико.
Впервые со времен Лютера и Кальвина судьбы мира зависели не от королей, полководцев и изобретателей, а от идеологической школы численностью в несколько десятков человек.
В «Антидюринге», «Диалектике природы» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс достраивал здание там, где Маркс не продвинулся дальше стройплощадки. Энгельс сумел организовать интернациональные силы. Именно им и предстояло сформировать ортодоксию марксизма и как интеллектуальной школы, и как политической идеологии. Вторая задача вскоре вышла на первый план, и марксизм пошел по пути упрощения Маркса.
Ни одна другая научная школа не имела такой связи с социальным движением, с общественной практикой. Ни одно социальное движение, социалистическое течение не имело в этот момент такой научной школы. Это стало главным козырем марксистов в борьбе за кадры. Марксизм стал социалистическим течением, ядром которого была научная школа.
Марксизм предложил инструментарий, который позволит проложить короткие, хотя и болезненные пути форсированной модернизации.
Маркс привил социальной политике режимов ХХ века ряд социалистических идей, которые должны были стать достоянием протестной, а не правящей среды.
Прививка марксизма помешала господству в умах нацистских и полу-нацистских идей, наиболее полно выражающих элитаризм индустриальной олигархии.
Индустриальные государства стали более устойчивыми, в гораздо большей степени пропитанными социалистическими ценностями.
Но в индустриальной модернизации и социальном государстве содержится важный рубеж применимости марксизма. Централизованная социальная машина, предложенная Марксом, оказалась адекватна задачам форсированной модернизации и социального государства, но не более высоким целям создания гуманистического общества, о котором абстрактно рассуждал молодой Маркс. К этим целям человечеству предстоит найти новые пути.
P.S. Подпишись — будь в курсе. Youtube goo.gl/5CTbRU и телеграм канал t.me/SmartEventMos
P.P.S. Получите легкий доступ к цифровой экономике с картой TalkBank Сrypto www.talkbank.io/crypto/ Код купона: SMARTEVENT Вместе с картой 500 бонусов
Просто удивительно, как можно было написать такую чушь. Вассальные отношения имели военно-политическую, а не экономическую основу
Это ложь. Нет этой возможности, поскольку возможен и неизбежен конфликт интересов планового хозяйства и хотелками «вольного» трудяги. Куда партия скажет, туда и пойдет
Что значит «не закреплено социально»?
Надо же, а все думают, что это Ленин и Троцкий сделали:)
Не появлялись они там впервые. Это теория Сен-Симона. Возможно и до него были эти идеи. Маркс просто воспользовался чужим, выдав за свое, как обычно
Ни хрена он не уменьшился. Это мейнстрим, в том числе и в либеральной науке. Кроме этого, наоборот, сейчас почти ничего нет
Нет никакого постиндустриального общества. Это финт ушами, со стороны британского империализма
Наив. Там была огромная пропагандистская машина. Без этого про маркса не узнали бы даже в квартале, где он жил
Какой «такой»? Вы в курсе его «метода»? Гегелевская диалектика, шарлатанство, скопированное из средневековой схоластики
Называть это наукой — это плевок в рожу науке и научному методу.
Посмотрел бы я на человека, который захотел бы прокатнуться на автомобиле, сконструированном по диалектическим принципам
В Европе афера марксизма не прошла, только Россия вляпалась в это дерьмо. И расплатилась по полной, многими десятками миллионов жизней, голодом, разрухой и трагедиями человеческих судеб. Этот день надо отмечать как национальный траур