В прошлых обновлениях по S&P 500 и РТС , мы затрагивали уже ставшую популярной ставку LIBOR и спред LIBOR-OIS (разница между ставками по долларовым кредитам на три месяца и индексными свопами overnight). Чтобы понимать о чем идет речь начнем с определения. LIBOR – средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки — от одного дня до 12 месяцев. Кредитный стратег Citigroup Мэтт Кинг пояснил, почему резкий рост ставки Libor и спреда Libor-OIS посылает все более зловещие сигналы рынкам (ссылка):
Ставка LIBOR по-прежнему является ориентиром для большинства ссуд с левериджем, процентных свопов и некоторых ипотечных кредитов. В дополнение к этому прямому воздействию более высокие ставки денежного рынка и слабость в рисковых активах — это два условия, которые, скорее всего, будут способствовать оттоку средств из взаимных фондов. Если те, в свою очередь, внесут вклад в дальнейшие распродажи на рынках, негативное влияние на экономику через эффект богатства может быть больше, чем прямое влияние процентных ставок.
Рисковая сущность ставки LIBOR драматически проявилась в 2007-08 гг., когда ее спреды с IOS и T-bill расширились до беспрецедентных уровней. Данные спреды расширились в 2011-12 гг. на фоне европейского кризиса, но уже существенно в меньшей мере. (Ted spread – спред между LIBOR и доходностью 3-месячного T-bill).
На данный момент ситуация остаётся под “контролем”. Тем не менее, мы уже слышим первые голоса доносящие о серьёзных проблемах. Вспомним, как еще пол-года или год назад, перспективы дефляции и серьёзного кризиса, о которых писалось на сайте и говорилось очень малым количеством аналитиков, многим казались смешными и бестолковыми: ” ну да, может через 20 лет будет”, а на пике оптимизма и роста индексов не забывали спросить: “ну где ?”. Однако закон экономики гласит: расширение кредита приводит к дефляции , чем больше раскачать маятник в одну сторону, тем дальше он улетит в другую.
Libor-OIS выступает важным индикатором указывающим на перспективы глобального дефицита фондирования. Более того, напряженность с ликвидностью находит свое отражение в динамике финансового кредитного риска.
CDS по банковским облигациям достиг вершин шестимесячной давности.
В одной из публикаций мы упоминали, что перед разворотом мировых индексов начнётся “схлопывания” высокорискованных активов. Если посмотреть на график JNK BOND (мусорные облигации), то тут еще в начале 2017 – го началось замедление, а в конце июля был показан максимум и началось постепенное снижение. Если мы внимательно посмотрим на график LIBOR-OIS, то увидим, что его разворот начался примерно в августе – сентябре. В январе началось падение развивающихся рынков. Именно над ними сейчас нависла главная угроза, а вместе с ними и над российским рынком долга. В конце января, ещё до снижения мировых индексов, мы так видели ситуацию.
Произойдёт это в любом случае: будут новые санкции, не будут, вообще отменят – с падением мировых индексов, при малейшем “шухере”, горячий капитал начнёт ломиться толпой в одну дверь на выход. (ссылка).
На данный момент добавить нечего. Начавшееся снижение фондового рынка повысило риски в банковской системе, что также отчетливо видно на графиках. Это уже начинает напоминать снежный ком, который будет нарастать всё больше.
Не двусмысленный сигнал мировой экономике посылает спред между 10 -ти и 2-ми трежерис, по-научному: сглаживание кривой доходности. Наверное любой эксперт или экономист скажет, кривая доходности имеет тенденцию сглаживаться непосредственно перед рецессией. И тут мы с ними согласимся.
Как видим, он указал на все масштабные кризисы последних сорока лет.
Не будем делать выводы, что всё должно произойти теперь и сейчас, однако приведённые графики довольно чётко указывают на общую тенденцию .
Более подробно:ELLIOTWAVE.ORG