Решил немного развлечь уважаемую публику и накидал рассказ «напочитать на выходные».
Не знаю, в какую рубрику отнести данный текст – «околорыночный заработок» или «внебиржевая сделка» ))
Краткое содержание (для самых нетерпеливых): Евросеть выплатила мне 40000 руб. за неисправный товар и 60000 руб. за просрочку этой выплаты. Итого 100000 рублей.
Подробности (как было дело):
Летом 2017г. купил смартфон за 40000 рублей. Iphone 6s. Через три месяца поморгал и потух безвозвратно экран. Отнес в точку продажи. Приняли на диагностику, выдали соответствующий акт.
Зная реалии современных ритейлеров, решил подстраховаться (стоимость покупки для меня ощутимая) и отправился в краевое Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (гос.орган). Специалист рассказал, что, по закону, в течение 45 дней должны диагностировать поломку и отремонтировать или заменить (в случае не ремонтопригодности). Стал ждать.
На сайте Евросети видел статус своего аппарата: «находится в сервисном центре». По истечении недель трех зашел в точку продаж и поинтересовался на предмет уточнить сервисный центр, чтобы поторопить мастеров или, хотя бы, узнать, как продвигается ремонт, какие-то сроки окончания узнать. На что мне сказали, что аппарат уехал, возможно, даже из страны и инфы нет.
Через пару дней по окончании 45-дневного срока (в магазине ничего не смогли опять сказать, на сайте Евросети та же надпись…) зашел вновь к специалисту по защите прав. Он составил претензию, где мы указали, что я прошу вернуть стоимость смартфона (к тому времени я уже купил другой, и этот был мне не нужен) – закон это позволяет. Отнес претензию в точку, копию завизировал у них. Информации по смартфону так и не было. Согласно закону, выплатить сумму должны были в течение 10 дней. В магазине еще раз уточнили инфу по ремонту (выяснили, что, по прежнему, где-то в сервисном центре) и сказали, что деньги вечером, когда соберется выручка. Взяли номер моего телефона и пообещали отзвониться, когда подойти за деньгами.
Звонка не было, и на следующий день я опять зашел к ним (рабочий телефон этой точки не отвечал вообще). Спросил – почему не позвонили, ответили, что, видимо, не собралась сумма и пообещали отзвониться вновь.
Забегая вперед, скажу, что мне НИ РАЗУ НИКТО так и не позвонил до самого последнего момента.
Решил дополнительно позвонить в головной офис компании в Москве, набрал отдел по работе с претензиями, где спросил у милой девушки, что мне делать, если за 10 дней их точка мне так и не отдаст деньги (сумма ведь может так и не собраться, я же их кассу не контролирую ))
И спросил их о возможности перечисления денег со счетов головного предприятия, раз это единая сеть филиалов. На что она ответила, что деньги могут вернуть ТОЛЬКО в точке продажи, где приобретался товар. А если они за указанный срок не отдадут, то я просто должен подать на них в суд, и получу деньги через арест суммы на счету компании судебными приставами. Это ответил сотрудник компании Евросеть, Карл!!! Тут я первый раз выпал в осадок. И одновременно успокоился и понял, что делать дальше )
По истечении 10 дней специалист по защите прав СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО составил мне исковое заявление в суд. И вот в процессе составления я узнал несколько интересных вещей!
Во-первых, за каждый день просрочки предусмотрена пеня 1% от суммы покупки. В моем случае это 400 рублей. В день. За 10 дней просрочки это будет уже 4000. За месяц – 12000. Почти треть стоимости телефона )) Но это, как я думал тогда, только мои влажные мечты. Не будет же компания специально тянуть время, чтобы сумма получилась такая внушительная?..
Действительность оказалась еще прекраснее…
Во-вторых, мне также полагается сверху 50% от суммы иска (стоимость товара + набежавшая пеня) – штраф от компании Евросеть.
В третьих, моральный ущерб (его я не заявлял, т.к. посчитал, что и так мне уже много рисуется ))
И последний интересный момент – в иске мы указали, что просим пересчитать пени и штраф на дату судебного заседания (закон позволяет).
В общем, в течение последующего месяца я заходил несколько раз в точку продаж – интересовался насчет денег. В какой-то момент мне даже принесли телефон. Сказали, что мой починить не удалось и мне вручают совершенно новый )) На что я ответил, что это предложение меня не интересует. Я указал в претензии возврат денег, все сроки возврата прошли, и возникнет пеня и штраф, если я подам в суд. Но ребята оказались очень хладнокровными )))
В общем, через месяц я подал исковое в суд. Приняли без проблем (история очень простая, в законе четко прописанная). Причем я, как пострадавший потребитель, освобождаюсь от гос.пошлины, которая возлагается на ответчика.
Судебное заседание было назначено и должно было состояться через полтора месяца! ))) Выпадаю в осадок повторно, посчитав причитающуюся сумму к тому времени ))
Жду срока суда, но сильно на всю сумму не надеюсь. Думаю – ну теперь то уж, когда к Евросети поступит экземпляр моего искового, они засуетятся, начнут обрывать телефон, пытаться договориться в досудебном порядке, снизить сумму выплат…
Зря я переживал, ни одного звонка до самого судебного заседания! )))
Сижу перед кабинетом судьи, жду время начала заседания – подходит молодой человек, представляется юристом Евросети. Я аж обрадовался – хоть одного живого евросетевика увидеть! )))
Начал оправдываться, что к нему мое исковое попало поздно, что у них в конторе бардак… А мне было странно это слышать. Компания влетает на 60000 компенсации, и никто на всех этапах не озаботился?..
Предложил 80000 в качестве мирового соглашения. Я прикинул грубо сумму и сказал, что согласен на 90000. Он ответил, что его полномочия только на 80000. Я был уверен в своей правоте и силе закона )) и решил, что десятку просто так дарить тоже нет смысла.
В итоге судья посчитала более точно, и присудила 40000 (стоимость товара) и 60000 компенсаций. Причем юрист был согласен с решением и не собирался подавать апелляцию ))
Дальше рутина – через месяц решение вступило в силу, забрал исполнительный лист, отнес приставам. Поговорил со своим приставом – сказала, что, кроме меня, еще лежат у нее исполнительные на Евросеть на 90000 и 50000. Это как же так надо не считать денег, господа?..
Еще через две недели денежки пришли.
Мораль. А как же без нее? Причем, она не в том, что я такой Д`Артаньян, что нагнул целого федерального ритейлера.
Мораль в том, что не нужно бояться государственных учреждений, призванных нас защищать, и бежать в разные коммерческие фирмы по защите прав. Попробуйте сначала сделать все бесплатно, как это получилось в моем случае ))
Еще мораль в том, что не нужно бояться судиться. На самом деле это простая процедура (если само дело простое и понятное). В моем случае я даже не озаботился нанимать адвоката (а вот если дело не однозначное и может пойти не так, то тут лучше иметь рядом адвоката). Нужно просто немного запастись терпением. Говорю как человек, который прошел некоторое количество таких заседаний ))
Ну и конечно – прекрасных, очаровательных дам Смарт-лаба с великолепным праздником Весны!
P.S. Создал отдельный пост https://smart-lab.ru/blog/457073.php, где разместил Памятку для потребителей «Вы купили некачественный сотовый телефон». Памятка выдана Управлением по защите прав потребителей, куда я обращался.