В настоящий момент ведётся масса разговоров о европейском дефиците и необходимости его сокращения. Критики указывают на огромный дефицит государственного бюджета. Они приводят цифры по хроническому дефициту внешнеторгового баланса южно-европейских стран. Они обращают внимание на институциональные дефициты стран еврозоны, не упоминая однако других элементов успешно функционирующего монетарного союза.
Безусловно, у аналитиков есть полное право делать подобные заявления. Но ни один из вышеупомянутых дефицитов не имеет реально важного значения. Дефицит, который мешает Европе выбраться из кризиса — это дефицит доверия.
Во-первых, существует дефицит доверия между национальными лидерами и общественностью. Наиболее ярко это можно представить на примере бывшего итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони, который к счастью, был отправлен на задворки политической арены. И даже самые сильные политические лидеры Европы теряли доверие своих последователей, говоря сегодня одно, а завтра совершенно другое.
Например, в конце февраля немецкий канцлер Ангела Меркель устроила настоящий спектакль, настаивая на том, что европейский финансовый файервол не нуждается в усилении с целью защиты стран ЕС от хаотичного греческого дефолта. Меркель заявила, что ни один евро немецких налогоплательщиков не будет использован для этой цели. Тем не менее, все прекрасно понимают, что по прошествии некоторого времени после одобрения пакета помощи для Греции Бундестагом, немецкий канцлер изменит свою позицию и вновь начнёт призывать европейских лидеров к усилению файервола.
На самом деле, в этом нет ничего хорошего. Тот факт, что все знают о переменчивости позиции политиков, гарантированно разрушает доверие в европейских лидеров.
Во-вторых, существует дефицит доверия среди стран-участниц Евросоюза. Реальная причина, почему северные европейские государства не желали обеспечить дополнительную финансовую поддержку Южной Европе, заключается в том, что они не верят, что получатели этой помощи грамотно ей воспользуются. К примеру, они опасаются, что дополнительные покупки облигаций со стороны ЕЦБ, осуществляемые с целью снижения процентов по займам в Испании, приведут к тому, что правительство страны уже не будет стремиться проводить запланированные реформы. Поэтому Германия и её союзники готовы оказать столько поддержки, сколько необходимо для того, чтобы помочь кораблю не затонуть, но недостаточно для того, чтобы стабилизировать его положение.
В-третьих, существует дефицит доверия между социальными группами. Итальянские таксисты проявили бы больше усердия в повышении своей конкурентоспособности, если бы они были уверены, что владельцы аптек сделают то же самое. Однако увеличение числа водителей такси с лицензией негативно отражается на их заработках, тогда как фармацевты весьма преуспели в наложении запрета на снижение стоимости предоставляемых услуг. В результате таксисты находятся в затруднительном положении, а фармацевты — процветают, что кажется не очень-то справедливым.
Другими словами, недостаток социального доверия препятствует проведению структурных реформ. Греческая версия подобной дилеммы, когда никто не платит налоги, потому что остальные не платят налоги, является особенно показательной.
Результаты исследования показали, что общества довольно сильно отличаются друг от друга степенью доверия. Экономисты, со своей стороны, доказали, что это феномен имеет глубокие исторические корни.
В европейских регионах группы национального меньшинства преследовались в течение 500 лет, а этические и религиозные конфликты носили всеобъемлющий характер последнее время. На Балканских островах, которые долгое время находились в подчинении у Османской империи, доверие к правительству было слабее, чем в соседних областях. В регионах, где жители прежде всего занимались земледелием, и следовательно более активно сотрудничали друг с другом, их нынешние потомки более склонны к доверию. Очевидно, что всё это передавалось от поколения к поколению.
Историки постоянно отмечают важность такого явления, как «зависимость от прошлого», когда события, произошедшие в глубоком прошлом, продолжают влиять на настоящее. Однако они также указывают на возможные исключения, так называемые «окна во времени», когда общество может изменить свой сложившийся годами курс. В период кризиса, когда жизнестойкость определённых традиций оказывается под угрозой, как раз появляется такое «окно во времени».
Таким образом, европейский кризис даёт региону возможность восстановить доверие. Национальные лидеры должны восстановить доверие своих избирателей, стойко придерживаясь определённой линии поведения. Члены ЕС должны восстановить веру друг в друга. А страны, испытывающие необходимость в проведении структурных реформ, должны восстановить внутреннее социальное доверие.
Если Европа не воспользуется этой возможностью сейчас, ей будет довольно сложно (если вообще возможно) урегулировать финансовый, экономический и институциональный дефициты.
Барри Айченгрин, профессор экономики и политологии, Университет Калифорния
www.project-syndicate.org
http://www.fxclub.org/tools_info/