Начну с общей статистики. Всего в России 67 портов. Перед вами рейтинг крупнейших по грузообороту. График взят из январского журнала РБК.
Наверху с большим отрывом Новороссийск на Чёрном море. На втором месте порт в Балтийском море: Усть Луга. Третье место у порта Восточный. Он обеспечивает тихоокеанскую торговлю России. На четвёртом и пятом месте снова Балтика: Приморск и Большой порт Санкт-Петербург. Также отмечу довольно крупный порт Мурманск в Баренцевом море. Это Северный ледовитый океан. Другие порты идут с существенным отрывом от вышеназванных.
Сравним объёмы грузооборота в разных водных бассейнах России. Самый активный для внешней торговли – Азово-Черноморский бассейн. На втором месте Балтийский, на третьем Дальневосточный. Четвёртое место у Арктики и пятое – у Каспийского моря.
Все последние годы наблюдается существенное увеличение грузооборота в отечественных портах.
Это отражает как успехи наших экспортёров, так и генеральную линию на импортозамещение портовых услуг. Отказ от портов других стран, в первую очередь прибалтийских, в пользу отечественных.
Про рост экспорта расскажу отдельно. У большинства россиян на слуху наоборот – падение экспорта. На самом деле верно и так, и так. Если считать экспорт в долларах, то он упал. На мировых рынках подешевели товары, которые мы продаём в другие страны, поэтому снизилась выручка от их продажи. Но если считать в физических величинах: штуках, тоннах, кубометрах, то здесь по значительному числу наименований наоборот рост, и это положительно отражается на грузообороте. Он растёт темпами, которыми вполне можно гордиться.
Отдельно скажу про арктические порты, которые являются основой Северного Морского Пути. Их динамика за прошлый год была стремительной: +49%, это рост почти на половину – до 74 миллионов тонн. Эту прибавку обеспечили в основном танкеры, перевозящие наливные грузы: нефть и сжиженный газ. Напомню, что в прошлом году на этом маршруте произошло знаковое событие. Газовый танкер Кристоф де Маржери преодолел его своими силами, без сопровождения ледокола.
Вернёмся к вопросу замещения иностранных портов на отечественные. После распада Советского Союза Россия продолжила пользоваться портами Украины и стран Прибалтики. Ранее они были встроены в общую инфраструктуру страны, имели соответствующую специализацию, подходили для определённого вида грузов, и отказаться от них одним махом было нелегко.
Поначалу больше половины российских морских грузов шли по старинке через бывшие советские республики. Но время шло, и в вопросах порто-замещения были достигнуты внушительные результаты. Снова процитирую журнал РБК: к 2001 году долю портов сопредельных государств удалось сократить до 26,7%, к 2009 году до 18%, к 2015 до 8,4%. Согласно взятому курсу, эта доля и дальше будет понижаться и к 2030 году не превысит 5%.
Приведу несколько эпизодов. Российская компания Фосагро производит минеральные удобрения. Для отказа от иностранных портовых мощностей она запустила в 2015 году перевалочный терминал в Усть Луге на Балтийском море. Раньше для этой цели она пользовалась портами Финляндии, Эстонии и Латвии. Теперь экспорт идёт через отечественный пункт. Это позволяет экономить на транспортных расходах.
Ещё один производитель минеральных удобрений – компания Тольяттиазот. Она выпускает аммиак. 60% этого вещества транспортируется по трубам. Трубопровод идёт из Тольятии в Одессу, там аммиак перегружается на корабли и отправляется в другие страны.
Всё бы ничего, но с украинской стороной регулярно возникают конфликты. В качестве аргумента нэзалэжные контрагенты используют железный метод: перекрывают аммиачную трубу. Пользуясь этим шантажом, они уже повысили в три раза плату за транзит. Тольяттиазоту это надоело, и он решил направлять продукцию в обход Украины, так чтобы она шла не в Одессу по трубе, а железной дорогой к порту Тамань. Там сейчас строится терминал для аммиака и карбамида. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2020 год.
Рассмотрим отчёт Рижского порта за прошлый год. Итоговый грузооборот – 33,5 миллиона тонн. Падение на 9% по сравнению с 2016 годом и на 18% по сравнению с рекордным 2014. Уменьшился оборот как наливных грузов, так и насыпных.
Порт Вентспилс:
Прибалтика теряет российских клиентов, а скоро может потерять и белорусских. Белоруссия покупает у России нефть, перерабатывает её, то есть производит бензин и дизельное топливо, и продаёт их за границу.
При этом используются порты Литвы, Латвии, Эстонии. В прошлом году Владимир Путин поставил задачу исключить Прибалтику из этой цепочки, сделать так, чтобы произведённые в Белоруссии нефтепродукты продавались на экспорт через Россию. Это справедливо, потому что нефть изначально наша. Российские железные дороги предоставили белорусам скидку 50% на перевозку нефтепродуктов, и в декабре прошлого года вопрос решился положительно, по крайней мере для части объёмов. Белоруссия поставила первую партию нефти через порт Усть-Луга в Ленинградской области. В этом вопросе главное начать и наладить механизм. Перспективы есть, и будущее покажет, смогут ли российские порты (более дальние) заменить Белоруссии прибалтийские (более близкие).
В 2016 году перевалка российских грузов через все порты Украины и стран Балтии составила 47 миллионов тонн. Сделаю эту цифру понятной. Приведу несколько сравнений. 47 миллионов тонн — это 6,5% от грузооборота российских портов. То есть совсем мало. Столько же грузов идёт через один российский порт – Мурманск. То есть зависимость от иностранцев в этом щекотливом вопросе уже доведена до очень низких значений и отката в обратную сторону скорее всего не будет, наоборот, скоро и эти 6,5% существенно сократятся.
Наши порты находятся в регионах, их развитие дает рабочие места и зарплату людям.
у меня нет ни каких методичек, все что говорю из того, что вижу вокруг себя — разруха, безработица, нищета, а судя по вашему стилю общения вы явно не понимаете о чем пишите, либо предвыборный популизм…
Я же вижу развитие, стройки, новые программы. Вам пишут про порты, а у вас все нищета. Возьмите ноги в руки и вперед, хватит ныть. Разруха у вас в голове.
Томск википедия:
В Томске в сфере строительства, промышленности и энергетики, в добывающих отраслях действуют более 300 инновационных предприятий, из которых 200 относятся к категории инновационно активных, также в сфере IT-бизнеса занимается более 200 компаний (ГК «Томлайн», Элекард, Компания MC-Trade, группа компаний «Рубиус», «R70», «Синтез Интеллектуальных Систем», «UserStory», «Zoom», ООО «Сибирские информационные системы», ООО «ИТ-Томск», «ТомскСофт», ООО «Томская Электронная Школа», Новинтех, Лаборатория Интервеб, ООО «Битворкс», UNIGINE Corp. и др.). В валовом региональном продукте их доля превышает 13,5 %. Ежегодно прирост стартапов и малых предприятий составляет 10-15 %. Их развитие обусловлено созданием в городе научно-образовательных комплексов на базе университетов. Также в городе находится штаб-квартира КДВ групп, компания входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России Forbes 2016[131].
Или вы это разрухой считатете?
Рост грузооборота в портах отражается на работниках портов и на местных бюджетах регионов где эти порты находятся… А вы что хотите, чтобы сразу вся страна стала в два раза больше получать?!
ps. посмотрите динамику цен на бензины и солярку в динамике хотя бы с 2013-го года, добавьте сюда цены на продукты первой необходимости, и нытье как вы выражаетесь пенсионеров, а потом поймете куда нужно выкинуть отчеты с «ростом» экономике, грузообротом в портах и подобную чепуху
Просто по моему глупо ожидать огромного эффекта сразу для всей страны от того, что постепенно товарооборот переводят на наши порты учитывая 145 млн. население...
Это по сути предприятия регионального значения и для этих регионов думаю рост очень существенный и заметный, как и в новых рабочих местах так и в росте зарплаты...
1. стоимость нефти на внутреннем рынке
2. стоимость нефти на внешнем рынке (опционально для наглядности)
3. стоимость бензина на внутреннем рынке
4. стоимость соляры на внутреннем рынке
5. стоимость продуктов на внутреннем рынке по группе продукты первой необходимости
6. отношение к власти малоимущего населения (с этими данными могут быть проблемы если их не собирали ранее)
приведите все эти данные к единому показателю и выведите на график, вас удивит результат
а если без графиков, то выйдите во двор любого дома постройки 60-80-х годов, опросите людей там проживающих из числа малоимущих про отношение ко власти и тут будет интересно — подавляющее большинство будет либо безразлично либо отрицательно настроено
мы ради интереса так делали в Новосибирске и у нас в городе, результат был примерно одинаков, но думаю малоимущему населению нет ни какой разницы присутствие, тут как в поговорке — голодный сытому не товарищь
Вот по газу -
ttp://svspb.net/novosti/stoimosti-gaza/
Вот по топливу -
ria.ru/infografika/20170720/1498845018.html
Вот по электричеству -
aftershock.news/?q=node/452187&full
Как видите в России купить топлива, газа и электричества на среднюю зарплату можно вполне достаточное количество по сравнению со всеми европейскими странами...
Вы только не забывайте, что страны Европы только 50 лет назад отказались от колоний и дали им независимость, а до этого века грабили их, а у нас за последние 100 лет было несколько революций и две мировых войны и еще несколько локальных конфликтов с периодическими гражданскими войнами… И при том, что СССР весь свой период жил под санкциями!!! И вы хотите чтобы за 15 лет Путин устранил отставание в уровне жизни?! По вашему это возможно? Они то тоже не стоят на месте и не надо про ресурсы, в некоторых странах даже ЕС ресурсов на одного гражданина приходится кратно больше, чем в России...
То что там кто-то не интересуется политикой -мне все-равно, таких маргиналов в любой стране полно...
Мне не понятно почему вы в посте о развитии портов начинаете вопить, что все-равно все плохо, потомучто у вас там все плохо и власти во всем виноваты… В чем они виноваты? В том что вы ни черта не хотите сами делать, а отдельные граждане даже не могут поднять свою задницу чтобы сходить на выборы не говоря уже о том, чтобы создать свое дело или найти занятие которые будет приносить доход или работу в конце концов?! Государство не обязано вас обеспечивать работой, оно обязано вам создать условия и условия есть, в стране рыночные отношение и свобода трудовой деятельности — творите и зарабатывайте...
Европа живет хорошо — потомучто хорошо работает, а не ноет, и чтобы так же жить как они надо работать как они, делать такую же качественную продукцию как они, а не ныть и вестись на слова очередного придурка вроде Навального или Собчак, которые кричат, что с их приходом все поднимется и зарплаты и пенсии и все остальное и сразу и кратно… А с чего и что поднимется?! Работающих в стране 76 млн., пенсионеров 36 млн. средняя зарплата 30 000 рублей, значит каждый в среднем отчисляет в ПФ 6600 в месяц, а так как работающих в два раза больше, то средняя пенсия и выходит 13200 рублей и чтобы ее выплатить каждому в месяц надо только на пенсии 500 млрд. рублей (это 2,5 керченских моста в месяц)!!! А если сразу поднять в два раза только — то надо 1 трлн. рублей в месяц!!! Где эти кретины которые все это обещают что навальный, что тот же Грудинин возьмут деньги на это?! Повысят зарплаты?! С чего и кому при дефицитном бюджете даже с такими зарплатами и пенсиями!!! Не конечно при желании можно все поднять, но — надо либо пенсионеров сократить за счет поднятия пенсионного возраста, либо сборы повысить с работающих… Оба этих варианта не очень, так что остается только один — планомерно развиваться и выходить из тени, тогда больше будет и зарплата и пенсии постепенно как во всем мире, да это не так весело и это тяжело, но другого пути просто нет… Чтобы доступнее было жилье — надо не ставки снижать, а больше его строить, также и с любым товаром… А сказки Навального это для тех, кто не может ЕГЭ нормально сдать и для конченных кретинов в возрасте...
То что срок увеличили на 1 год причем не только у президента но и у Думы вполне допустимо, не вижу в этом проблемы...
как по мне, всё это «импортозамещение» — лажа полная, невозможно замещить всё, особенно когда ты составляешь 3% от мировой экономики, да и не нужно
«импортозамещение» это политическая отвлекалка
лучше бы вместо «импортозамещения» — «науковысокотехнологиеразвитие» было, куда как вернее, но для этого мозги нужны
а по теме, у меня тут под боком существовал речной ремонтный завод, по реке туда сюда постоянно плавали, сейчас завод и в территории уменьшился, и вообще баржи распиливает на металлолом, вот такую картину я вижу в реале, и река высыхает постепенно
недавно был случай, Мировой суд запросил вакансию системного админа, с требованием в/о, стандартных знаний + знаний в программировании с++, python, django и опытом от 1 до 3, все бы нормально, найти с в/о с такой квалификацией можно, но з/п выставили 20-24 т.р., и сразу возник клинч, те кто имеет данные скилы на такую з/п не пойдут, в результате ставка пустует )) и обойти требование с в/о не получится, администрация проверяет кандидатов )) и еще момент — те кто имеет данные скилы, работают на более высокой з/плате, а те кто к примеру не имеет опыта либо не имеет в/о (вот на кой там оно не понятно) сидят без дела либо улицы метут — импортозамещение однако
а еще наши депутаты законотворцы лоббируют грин-карты и т.п. лабуду
Откуда в умирающем городе высокая оплата для сисадминов? Там же работы нет, все умерло, лалала…
требования которые в моем примере, они для данной должности завышены, тут либо должность сократят либо требования снизят
ps. и не пытайтесь меня тролить, ситуацию в стране этим не поменяете, а то что уровень жизни падает вы и сами это видите
Может, идиотизм кадровой государственной системы? Так мы в курсе. Но это никакого отношения к нищей провинции не имеет.
Попытаетесь еще разок?
Нет чтобы Айфон сделать!
То, что прибалтийские порты теряют российских клиентов логично — санкции и контрсанкции. Торговля уменьшается, соответственно и грузооборот уменьшается
Грузооборот порта в Хельсинки наоборот стал рекордным в прошлом году.
Переадресация грузов в российские порты обернулась потерями для Российских жд, тк при одинаковом расстоянии тариф на погранпереход существенно выше тарифа на российский порт.
Главные бенефициары — частные компании-операторы в российских портах, аффилированные, как правило, сами знаете с кем… Стоимость обработки тонны груза в российском порту в полтора-два раза выше, чем в том же финском.
Строительство портов и инфраструктуры - вообще отдельная тема… Оно обходится в два-три раза дороже подобных портовых мощностей в северной Европе...
«Стоимость обработки тонны груза в российском порту в полтора-два раза выше чем в том же финском» Очень странное утверждение. Особенно при текущенм курсе. И зачем нам стоимость обработки в финском порту?
Смысл в том, что бенефициарами дорогостоящей затеи переноса трафика из Прибалтики и Финляндии оказались частные операторские компании, а не государство.
для Вашего сведения, тарифы в российских портах установлены в usd. Сейчас только начались разговоры о том, чтобы оплачивать их в рублях по курсу.
Я вот не понимаю то говорят что частный бизнес это хорошо, то наоборот :)
Да про USD не знал, хорошо что начали понимать что это неправильно и будут переводить в рубли.
1. Сырье надо добыть, это не так просто.
2. Его надо перевезти
3. Пергрузить в порту
4. Довезти кораблями до заказчика.
На каждом этапе идет увеличение объема перевозок.
Это и есть экономическое развитие. Увеличивается прибыль ряда компаний. Это рост ВВП.
Я так понимаю это ряд компаний налоги не платит и рабочие места не создают.
Кто вывозит плодородный слой? Гуголь Украину нашел:)
Где вывозят необработанный лес в китай по пути отравляя и уничтожая все вокруг? Не в Китай и опять же это Украина.
«Старые деревенские домики» — это не показатель экономики. В Польше все домики красивые, а с экономикой полный швах.
Без помощи ЕС уже давно загнулись бы.
А отъехав на 100км от Москвы я увижу также и кучу дорогих коттеджей.
Экономика роста она везде. И если постройка новых портов и их загрузка для вас только экономика трубы, то это ваша недальнозоркость. В этих портах к примеру и рекордный урожай зерна продался.
Сказки про «сырьевой дождь». Ну да. Сравните долги и резервы в РФ на 2000 год и на 2017. Сравните производство. Да любые показатели. И увидите где они эти деньги. В реальном производстве. В сх. В построенных стадионах хотя бы. А не в деревенских домиках.
Все правильно делают и дальше надо развивать свои порты и сокращать до нуля перевозку грузов через этих соседей-русофобор...
У России свои порты должны быть, то что 30 лет возили через Прибалтику и Украину — это вообще позор…
то что переносить нужно это понятно, но прежде чем переносить нужно понять, на сколько это именно сейчас необходимо, у нас внутри страны проблем выше крыши и этот перенос лишь лобби тех, кто хочет этот бизнес прибрать к своим рукам… все станет на свои места, когда государство скажет — хотите делайте, но без наших денег, вот тогда все «грандиозные» проекты отомрут и останутся те, которые необходимы реально
Это ведь не только рабочие места для работников нашего порта, но и для всех кто их как-то обслуживает и налоги в местные бюджеты… Вот эти порты за счет перевалки российских грузов давали Прибалтике до 20% ВВП!!! Это же огромные деньги и кому их Россия отдавала — тем кто русских даже в своей стране за людей не считает и паспорта дает меняя фамилии и имена… Про их политические заявления я и не говорю… С одной стороны их кормил ЕС за их русофобские заявления — да хрен бы с ними, но мы то за что их кормили?! От них ничего кроме вреда за последние 30 лет не видно...
Пусть посидят без грузов, оплатят содержание портов из своих карманов, а потом на металл все порежут… История повторяется, без России Прибалтика — это была нищая аграрная страна — вот туда им и дорога… Пусть кровь из ЕС сосут, забыли черти, что именно русскому народу они обязаны спасением от полного истребления крестоносцами, причем 2 раза в 13 и 20 веках, ничего от них Россия кроме предательства не видела, так за редким исключением отдельных граждан...
Олег Каширин, да я согласен с тем, что пусть посидят )) но давайте разложим все по полочкам:
1. за чей счет эта перестройка
2. кому это выгодно прежде всего, про государство говорить не нужно, о нем думают меньше всего
3. так ли это сейчас актуально, ведь безработица колосальная не на окраине России, она именно в глубине, там где экономики нет ни какой в связи с уходом бизнеса как раз в центры, там где можно заработать быстрее деньги
4. почему все инвестируемые проекты в России заканчиваются большим воровством
5. почему идут постоянные реформы, а толку ни какого и почему те кто реформы предлагает и претворяет не отвечают по закону за содеянное
вот пока эти вопросы не будут без прямого ответа со стороны властей, все разговоры о портах, рабочих местах, это популизм
А вы что хотите? Что бы прям с вашим домом завод построили и вас туда директором взяли?! Я сам из ЦФО России, но я очень рад тому, что наконец-то да нашего руководства дошло, что развивать надо свое, а не кормить соседей которые нас же за наши деньги еще и ненавидят и на эти деньги убивают русских людей на Донбассе!!!
А на счет окупаемости — так вообще элементарно, порты окупятся и инвесторам которые сэкономят на логистике и государству которое будет получать с этих портов налоги…
При любых крупных проектах, что у нас что за границей происходит все точно так же, завышают сметы и т.п. но будьте объективны в России последнее время куча уголовных дел доведена до суда в отношении таких лиц… И не надо вот во всем опять винить правительство, воруют все в России… Открыл ИП — показываешь нулевую доходность — ты воруешь деньги из бюджета, потомучто недоплачиваешь туда то, что положено, работаешь в черную — воруешь у пенсионеров, так как не платишь в ПФ, у врачей — так как не платишь в ФМС и опять же из бюджета и так делают в России очень многие!!! Это конечно можно исправить, но вот сталинские меры не очень популярны в народе, пока больше давят на сознательность...
так что не надо вот делить страну на власть которая только и делает что ворует и честнейший народ… Все хороши...
про все остальное даже комментировать смысла нет
и да. я делю власть и народ, т.к. те кто у власти имеют наивысшую ответственность и если воруют то отвечать должны по полной в отличии от того же малоимущего, который украл что бы прокормиться т.к. не знает уже других способов выжить
спуститесь с небес и не пытайтесь мне доказать то, что вы не можете видеть находясь не тут, а я это вижу каждый день находясь тут и сейчас…
транспортировка и сейчас идёт через посредников — частные операторские компании… Информацию о бенефициарах стараются не афишировать. Дотирует их госкомпания РЖД..
Весь нынешний патриотизм оплачивается за счет бюджета, а наживаются на нем примерно одни и тоже люди
Не вижу смысла кормить русофобов, пусть деньги работают на нашу экономику на наши порты, а что в Прибалтику, что на Украину, что в российские порты груз идет по железке по одной по одинаковым тарифам, только еще лишний геморой при пересечении границы...