Тимофей Мартынов
Тимофей Мартынов личный блог
12 декабря 2017, 13:27

Григорий про Аэрофлот

Репост. Оригинал тут.

На прошлой неделе была встреча с Аэрофлотом. Тезисно изложу.

За последний год рынок авиаперевозок в России сильно вырос (+35 %). Но его основные бенефециары — не Аэрофлот, а чартерные перевозчики. В основном из-за Турции. Если убрать чартеры, рост рынка +22 %.

Рост Победы в этом году слабый: парк не пополнялся. В октябре +2 самолета и еще +2 до конца года поступит. Однако заполняемость кресел хороша: 95 % загрузка по итогам 9 мес, в 3-м квартале — вообще 97 %. Это выше загрузки Ryan Air.

Маршрутная сеть: фокус на рост частотности. Сейчас у компании 153 уникальных направления. Лидеры по темпам роста у Аэрофлота — Тель-Авив и Турция.

Аэрофлот как группа в этом году уже прибавил 23 самолета, еще 21 поступят до конца года и в начале следующего (в основном Sukhoi Superjet).

Относительно слабо в финансовом выражении сработал международный сегмент. Не могут поднять тарифы для иностранцев, которые летят в Россию из-за давления конкурентов. Зато стараются подтягивать тарифы для россиян, вылетающих за рубеж, не полностью отыгрывая укрепление рубля. Однако темпы снижения доходной ставки для Аэрофлота замедляются. Ждут перехода в позитивную зону в 4-м квартале.

На внутренний сегмент неблагоприятно влияет эффект изменения микса операций. Увеличили долю Дальнего Востока в перевозках — там доходность ниже.

Staff-cost в 3-м квартале оставался стабильным без учета выплат 2.6 млрд руб задолженности по отпускам.

Резко выросли маркетинговые расходы в 3-м квартале. Аэрофлот продолжит активно расклеивать свои листовки в аэропортах Азии и Европы с целью привлечь международный трансфер.

Долга почти нет, FCF по итогам 9 мес = 65 млрд руб.

Конкуренты Аэрофлота не дремлют. Увеличили мощности турецкие авиакомпании на Россию, китайские перевозчики (+30-40 %), европейские перевозчики ставят на Россию самолеты большей вместимости.

С пилотами все еще тяжело. Расходы на оплату труда будут расти. Из авиакомпании Россия не так давно ушли единовременно около 100 пилотов, в основном — бывшие пилоты Трансаэро. Аэрофлот сейчас ввёл допкомпенсации и бонусы, акцию «приведи друга». В 2018-м году ожидаются +1.2 млрд рублей допзатрат на пилотов.
Всего в группе Аэрофлот 3700 пилотов, непосредственно в Аэрофлоте — 2200-2300.

Значительного экономического эффекта от чемпионата мира по футболу в 2018-м Аэрофлот не ожидает. Иностранные авиакомпании, если надо, выставят чартерные мощности под болельщиков.

Цена на нефть растёт, это отразится в ценах на керосин с задержкой в 1 месяц.

Ждать прихода на российский рынок европейских авиадискаунтеров не стоит из-за межправительственных соглашений. К примеру, Ryan Air сможет летать только из Дублина и Обратно, Norwegian — только из Осло итд. Одно время Easy Jet летал из Лондона, но пару лет назад свернулся из-за падения пассажиропотока. 

Рост капитализации Аэрофлота привел к необходимости зарезервировать свыше 1 млрд рублей на бонусы топ-менеджменту. По итогам 2016-го многие KPI были перевыполнены, и решили отблагодарить не только менеджмент, но и рядовых сотрудников. По итогам 2017-го переменная часть вознаграждения уменьшится.

В досанкционные годы Аэрофлот приобретал 5-10 самолетов в год, сейчас +50 (из них 10 — сухой). Лизингодатели рады дать любые самолеты. Весь лизинг в долларах. 280-300 тыс долл в месяц платеж по узкофюзеляжным самолетам. Ставка в 70 % лизинговых контрактов привязана к LIBOR. Ежегодный долларовый рост стоимости контракта +5 %.

Большая проблема всей отрасли авиаперевозок в России: рынок растёт, а ставки доходности падают. Для Аэрофлота многое в 2018-м будет зависеть от курса доллара. В бюджет закладывают ослабление рубля.

Разрыв между 1-м и 4-м кварталом по сравнению с высоким сезоном (3-й квартал) по ставке доходности — 10-15 %.

Сейчас обновляются цели авиакомпании. Закладывают маржу от 10 до 15 % по ебитде на 2018-й.

Общее впечатление такое, что можно повременить с покупкой Аэрофлота до февраля-марта 2018-го (выхода годового отчета). Хотя сам бизнес мне нравится и ещё совсем недавно я чуточку даже по 163 рубля взял.

Обсудить Аэрофлот можно на форуме акций Аэрофлота
9 Комментариев
  • Олег Каширин
    12 декабря 2017, 14:13
    Считаю, что рассказы о убегающих пилотах из-за зарплаты — это просто чушь, так как истинная причина бегства пилотов в том, что сейчас перестали допускать до управления самолетов тех, кто получил левые корочки пилотов на специальных курсах… В подробности не вдавался, но суть в том, что недавно все желающие могли за полтора года или даже меньший срок на каких-то международных курсах получить летные права, а теперь эту халяву убрали и оставили старый порядок 5 лет профильного института без каких-либо альтернатив и в итоге те кто с левыми корочками подались за бугор, где их еще признают за права, а иначе они и просто останутся без работы. 100 пилотов которые свали скорее всего как раз все с такими левыми корочками. 
        То есть зарплата тут вовсе не причем…
        А вот умудриться правлению Аэрофлота при росте рынка показать худшие результаты чем в прошлом году это надо уметь ))) Аэрофлот — браво… Что же будет если рынок расти не будет или будет снижаться?! 

       Кстати никто не знает через кого в правление Аэрофлота в свое время попал Навальный?!

       Сам пока держу Аэрофлот... 
    • Григорий
      12 декабря 2017, 14:29
      Олег Каширин, пилотов не в институтах учат, а в ЛТУГАх.
      • Олег Каширин
        12 декабря 2017, 21:21
        Григорий, в России пилотов гражданской авиации готовят в трех ВУЗах: 

          — Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
          - Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске;
          — Московский авиационный институт.

        Так же готовят пилотов и в летных училищах, но думаю существует какая-то разница между пилотом который учился 5 лет в ВУЗе и теми кто учился 3 года в летном училище…
  • Бузил Ли-Репейник
    12 декабря 2017, 14:30

    Твоё лицо, когда Аэрофлот ввёл акцию «приведи друга»



  • Kapeks
    12 декабря 2017, 14:57
    а сколько у него суперджетов? и летают ли они?
  • Vitaly Fadeev
    12 декабря 2017, 15:10
    В бюджет закладывают ослабление рубля.
    Трейдуна, который вместо кол опционов купил фьючерсов на брент уже уволили ?
    А то, опять купит фьюч Си аэролфлот вместо кол опциона в обертке от  какого-то банка-посредника...
    А доллар в паре с евро шлепнется на 1.4 ... 
    И опять спасать аэрофлот за счет акционеров и бюджета РФ  от дяди Коли…
  • acer
    12 декабря 2017, 15:23
    дддааааа! поддержи аэрофлот !!!
    -летайте на конференции смартлаба только самолетами аэрофлота
    -поддержи стюардесс=отдай им свой завтрак-обед-ужин
    -приведи друга=уговори любимую тещу пойти подметать взлетку
    -увеличь заполняемость=купи много шариков и надуй их в салоне самолета
    -помоги понизить издержки=принимай на работу грузчиков джамшутов только с личными осликами
    -увеличь капитализацию компании=уговори и.чурилова прекратить шортить аэрофлот
  • J.S.V.
    12 декабря 2017, 21:18
    Да и билеты дешевые у них.Купил сегодня МСК-СПБ 4000 руб всего.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн