Недавно получил от Сбера письмо-запрос на оценку качества его брокерских услуг. Вопросник достаточно большой и объемный. Понаставил им двоек и подумал, ну зачем такие тонкости, все их проблемы видны невооруженным глазом, или может они не знают как работают остальные? Решил поделиться своим восприятием, может пригодится.
Вообще-то выбрать брокера в Москве совсем и не просто, почти как спутницу жизни, они все такие разные. Чтобы не сожалеть о неправильном выборе, я предпочитаю поддерживать отношения сразу с несколькими.
Чем в первую очередь выделяется брокер – офисным обслуживанием. Это хоть и внешний фактор, но очень важный, он ответственен за душевное равновесие клиента и должен породить у него ощущение надежности и безопасности денег, отданных брокеру.
В этом отношении, из того, с чем мне приходилось встречаться, Финам вне конкуренции. Головной офис в центре Москвы, рядом с метро. На ресепшене сразу три девочки и один мальчик, чистенькие, улыбаются. Дресс-код на уровне. И девочки, не абы кто, а с выбором, рослые, симпатичные. Просторный, хорошо оборудованный зал для работы с клиентами. Отдельные кабинеты для вип-клииентов.
В Финаме отличный программный сервис для клиентов. Брокерские услуги можно получить не только на российских площадках, но и на заграничных. Широкий набор банковских услуг. По возможностям и удобству личный кабинет клиента Финама я могу сопоставить только с личным кабинетом клиента БКС, где тоже много банковских продуктов, сопряженных с брокерскими услугами. Но вот уровень аналитики, который выдает БКС на портале БКС-Экспресс, мне кажется выше чем в Финаме. Этот формат вообще, пожалуй, самый лучший среди прочих брокеров.
Мне нравится как Финам работает с документами. Когда заказываю выписки по операциям, отчеты, справки, независимо от размера и количества, они предоставляются всегда сброшюрованными и подписанными. Можно заказать нетиповой отчет, например, о доходах в разрезе по акциям и с прочими детализациями. Очень информативные и полезные отчеты. Это может показаться мелочью, но вот в Церихе вам отдадут документ, скрепленный скрепкой. На мой неуместный вопрос: «А почему не прошиты?». Ответ был лаконичным: «Мы не прошиваем». Последний годовой отчет вообще дали в виде нескольких не скрепленных и не пронумерованных листков, на одном из которых стояли печать и подпись. Сказал, что мне нужно представить отчет в налоговую инспекцию, поэтому отчет должен быть прошит. Возразили – и так берут. Но я настоял и мне обещали пойти навстречу. И когда будет готово – позвонят. Две недели прошло, пока не звонят, но, наверное, уже заканчивают прошивать.
Есть один фактор, который, по моему опыту, очень хорошо коррелирует с общей оценкой качества работы брокера – это наличие и состояние туалетов. Так вот их в Финаме четыре, или даже пять. С музыкой и прочими заграничными прибамбасами. Это сильно повышает самооценку. Сразу осознаешь себя членом некого элитарного клуба для избранных. Даже если ты слил свой депозит и приехал закрывать счет, то после посещение такого заведения, настраиваешься на умиротворенный, философский лад. Как будто ты в карты всего лишь родительское именьице продул. Ну, так что тут такого? С людьми нашего круга, мол, это случается.
В Открытие я пришел в начале года, когда решил увеличить позу в НМТП и стал искать брокера, у которого бы эти акции входили в список маржинальных бумаг. Среди прочих по списку доступных для маржиналки бумаг, по стоимости самой маржиналки, по доступности офиса и прочим условиям этот брокер показался мне лучшим.
Недавно Капрал рассказывал здесь на форуме какое позитивное впечатление на него произвела организованная руководством встреча с клиентами. Понятно, что у этой инициативы были причины, но, все равно, это свидетельствует об адекватности брокера, об его готовности к общению с клиентами, что подтверждается и моими попытками получить разрешение на вывод средств с брокерского счета удобным для меня способом. Этот вопрос решал с тремя разными брокерами. Финам разрешил без всяких дискуссий. БКС предложил компромиссный, половинчатый вариант, специалист из Открытия сказал, что у них это не разрешено, но потом позвонил консультант и предложил обсудить это и вроде бы все решилось.
Когда открывал счет в Открытии, головной офис еще ремонтировался и я выбрал офис на Краснопресненской. Офис небольшой, два раздельных помещения. На брокерское обслуживание выделено два сотрудника, так что иногда приходится ожидать своей очереди.
Ну а как с корреляцией? Тут тоже все работает. Туалет небольшой, соответствует размеру офиса, чистый, но находится в другом помещении. И когда туда проходит посетитель, то сотрудники, сидящие в этой комнате, не знают пришел ли это клиент из помещения с брокерским обслуживанием, или это случайный прохожий. Но я, ни разу не слышал сакраментального «мужчина, вы куда?» какой бы угрюмой мордой и непритязательным обличьем не обладал неожиданный посетитель, проходящий мимо офисных барышень. Персонал прошел определенную выучку и держит планку корпоративного стандарта. Никакого раздражения или торопливости в разговоре с ними не встречал, с какими бы тараканами к ним не обращался.
В головном офисе БКС тоже никогда не был. Мне нравится у них офис на Павелецкой. Он напротив выхода из метро, надо только дорогу перейти. Офис небольшой, очень компактный. Войдя в двери, сразу попадаешь под очи девушки с ресепшена. Она как распасущий, направляет тебя по конкретной траектории. Шее один шаг и ты перед столом обслуживания клиентов, далее касса и какие-то помещения, что-то есть этажом выше, по винтовой лестнице, что-то внизу на цокольном этаже. На мой вопрос, а есть ли туалет для посетителей, услышал голосок: «Да есть, но он в технической зоне и туда можно пройти только в сопровождении сотрудника. Я через минуту освобожусь и провожу вас».
Действительно, через минуту ко мне подошла молодая девчушка, на каблучках, белый верх, черный низ, волосы гладко зачесаны. И я пошел за ней по лестнице вниз. Затем мы прошли по широкому коридору, подошли к каким-то дверям и она взялась за ручку. Я понял, что это дверь в туалет и внутренне напрягся: «Неужели она меня и в туалет сопровождать будет?». Жизнь как-то не успела меня подготовить к сервису такого уровня. Но ручка не поддалась. «Занято, – повернулась она ко мне. « Подождем?».«Да нет, тороплюсь» — с облегчением проронил я. И мы пошли назад. Пересекли коридор, потом опять на лестницу, она спереди, цокая каблучками и покачивая бедрами, я сзади. Наверху повернулась с улыбкой: «Что-нибудь еще? Обращайтесь, всегда будем рады вам помочь». Я попрощался и вышел.
До сих пор ощущение чего-то ненастоящего. Уж и не знаю, то ли мне ли с девчушкой повезло, то ли действительно в БКС такие офисные стандарты, но если руководствоваться туалетным фактором, то надо признать первенство БКС перед Открытием. И действительно, по моим представлениям, БКС чуть поосновательней, особенно если учесть аналитику и банковские услуги. Корреляция подтверждается.
А вот с Церихом все обломалось. Наличие туалета не помогло избежать проблем. И когда я их получил, пришлось закрыть счета и уйти.
Что-то много букв получилось. Те, кто доехал до конца, отдохните чуток. Продолжу следующим постом.
Да расслабься Владик, шутка это, прикол называется, чтоб грустно не было.
С IT-invest тоже имел дело, потом, когда у меня были вопросы, и я предлагал приехать лично спокойно прояснить, то девочка, что-то жуя в трубку, как раз и предложила мне «решать эти вопросы удалённо, а не по-совковому» (это не слова девочки, конечно).