Один из элементов анализа теории Доу – это то, что транспортный и промышленный фондовые индексы должны подтверждать друг друга. Классика жанра – анализ соотношения Dow Jones Transportation Average (DJTA) и Dow Jones Industrial Average (DJIA).
Что такое Dow Transportation?
Это, пожалуй, наиболее старый американский индекс. Был создан Чарльзом Доу в 1884 году. Тогда индекс состоял из акций 9 железных дорог и 2 других компаний. Примечательно, что наиболее известный Dow Jones Industrial Average появился чуть позже – в 1896 году. В том же году формально дебютировала Dow Jones Railroad Average.
В то время железные дороги были ключевым драйвером американской экономики. Очевидно, что любой проданный товар необходимо было доставить. Зачастую – посредством железных дорог. Более того, производству предшествовали поставки грузов. Именно поэтому всплеск железнодорожной активности частенько предвещал наращивание производства.
С развитием технологий появились другие популярные пути транспортировки грузов. Как результат, в 1970 году индекс наконец сменил название на Dow Jones Transportation Average. Сейчас в него входят акций 20 компаний из сферы логистики, железнодорожных, авиа и морских перевозок с солидной репутацией.
Как соотносятся DJTA и DJIA?
Классически новые максимумы (или минимумы) по индексам должны наблюдаться достаточно синхронно. Наличие дивергенций – повод задуматься о смене тенденций на фондовом рынке. Так, если промышленный Доу растет, а транспортный индекс начал тормозить или развернулся вниз, стоит задуматься о грядущем падении широкого фондового рынка.
Давайте посмотрим на нынешнюю картину. Локально DJIA консолидируется, тем временем DJTA успел совершить просадку, часть которой была выкуплена. Четких дивергениций пока не прослеживается, хотя транспортный Доу выглядит более слабым.
Тревожный сигнал от Dow Transportation
Широкая картина по транспортному Доу представлена в блоге Kimble Charting Solutions. На долгосрочном графике DJTA прослеживается некое подобие «двойной вершины». Пока фигура не сформирована, однако в случае прорыва трендовой поддержки, теоретически может повториться паттерн 1998-1999 и 2007-2008 года. В этом и состоит тревожный сигнал, который пока не материализовался.
Подводя итоги
Все изложенной выше является лишь теорией, тем более что пока тревожный паттерн в транспортном Доу не получил технического подтверждения. Мы лишь показываем, что демонстрирует популярная концепция, точнее один из ее ключевых индикаторов. Сигнал этот полезно принять во внимание, однако всецело полагаться на него не стоит.
БКС Экспресс