Те, кто торгует акции дочек Россетей сейчас гадают о размере дивидендов. Последняя информация, что из базы дивидендов исключат инвестиции, исключат плату за ТП и переоценку финвложений.
ТП — это технологическое присоединение. По своей работе в одной из дочек Россетей могу прояснить что это такое.
Любая электросеть досталась нынешним владельцам вместе с действующими линиями электропередач (ЛЭП), распределительными и трансформаторными подстанциями и потребителями, подключёнными к ним. И все уже подключённые потребители имеют право на некоторую часть мощности, передающейся по ЛЭП. Пропускная способность ЛЭП не безгранична. По мере роста числа потребителей либо прокладывают новые ЛЭП, либо реконструируют старые. Кто-то за это должен платить.
Сегодня когда новый потребитель хочет подключиться к сетям, он платит за технологическое присоединение. Величина платы пропорциональна мощности, которую он планирует потреблять. Заплатить меньше, а потребить больше лимита не получится, она ограничена техническими средствами. И если ему не хватает мощности, он вынужден заплатить за её увеличение.
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации подлежит государственному регулированию и определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
По идее средства от этой платы должны направляться на прокладку новых либо реконструкцию старых ЛЭП. По факту возможны варианты:
— у нас с запасом старых ЛЭП, ничего не строим, средства в карман;
— у нас хватает пропускной способности на сегодняшний день, так как не все потребители работают на полную мощность, часть обанкротилась и вообще не работают. Мы включаем нового потребителя в старую сеть, но вынуждены заложить в план расширение пропускной способности на случай если банкроты оживут. То есть планируем инвестиции в будущем.
— у нас нет свободной мощности, мы вынуждены прямо сейчас строить новую ЛЭП. То есть тратим сейчас.
Есть ещё вариант, когда мы в предыдущие годы спланировали сегодняшнее развитие, вложили средства в строительство ЛЭП. Средства взяли либо из прибылей прошлых лет, либо, что по факту чаще, в кредит. И сегодняшней платой за ТП мы «отбиваем» потраченные деньги.
Во всех этих вариантах получение платы за ТП либо возврат прошлых инвестиций, либо обязательство сделать новые.
Платить ли с них дивы? По-честному, если мы исключали ранее и исключаем сейчас из базы дивидендов средства потраченные на инвестиции, платить дивы с ТП надо, потому что мы уже один раз удержали эти расходы.
По факту может оказаться, что инвестиции прошлых лет сделаны не за счёт прибыли, а за счёт кредитов, облигаций ФСК ЕС например. И сейчас мы этими деньгами платим проценты и возвращаем сам кредит. Тогда разумеется платить дивы с ТП не надо, пока не выйдем в ноль по кредитам.
Я считаю, что минэнерго найдёт аргументацию перед правительством за «не платить».
Справедливая цена акций энергетики установится, когда все инвесторы осознают и смирятся, что дивы будут символическими. Пока цена — пузырь.