-1-
Крым стал важным центром авиационного сообщения. По итогам прошлого года пассажиропоток составил 5 млн. 200 тысяч человек. Это много. Раньше нам такие цифры и не снились. Сказалось прекращение железнодорожного сообщения с Москвой через Украину, а также субсидирование авиаперелётов в Крым.
Для сравнения приведу данные по другим аэропортам мира. Они общедоступны, регулярно обновляются и уже покрывают 2016 год. Из таблицы видно, что аэропорт Симферополь находится на одном уровне со столицей Болгарии Софией и Латвии — Ригой. Обе страны члены ЕС, имеют выход к морю и принимают туристов, то есть сравнивать с ними вполне корректно.
Мы существенно опережаем все аэропорты Грузии вместе взятые и в 15 раз обгоняем Днепропетровск.
В рейтинге самых загруженных аэропортов России наш находится на 5 месте. Выше только московские Шереметьево, Домодедово, Внуково и питерский Пулково. Сейчас строится новый аэровокзальный комплекс. Он позволит существенно увеличить пассажиропоток Симферопольского аэропорта. Это ещё больше подстегнёт воздушный трафик.
-2-
В настоящее время большинство грузов с материка попадают в Крым через Керченскую паромную переправу. Её загруженность бьёт рекорды, а вот морские порты задействованы слабо. Они расположены в городах Севастополь, Керчь, Евпатория, Феодосия, Ялта. Накладные расходы при паромном сообщении оказываются ниже, чем при классических морских грузоперевозках, вот и получается, что порты недозагружены. Порт выигрывает конкуренцию с паромом и автомобильным транспортом только если возить грузы крупнотоннажными судами. Тогда морской путь выгоднее.
Тем не менее есть товары, которые традиционно завозятся по морю. Из портов Азов, Темрюк и Новороссийск в Крым приходят танкеры с нефтепродуктами. По морю к нам доставляют также щебень, песок и минеральные удобрения. Что касаестя поставок из Крыма, то от нас в другие регионы уходит в основном зерно. Главным иностранным контрагентом для портов Крыма является Турция. Из Турции мы завозим стройматериалы, а с недавних пор и продукты питания, а в Турцию поставляем строительные смеси и металлы.
За прошлый год грузооборот Севастопольского порта составил всего полмиллиона тонн. Об этом сообщил директор департамента транспорта Игорь Титов. Для сравнения, грузооборот Таганрогского морского порта 3 миллиона тонн, а Владивостокского – 5 миллионов тонн. Это связано с тем, что Севастопольский порт перестал выполнять транзитные функции. Раньше грузы дальнего следования проходили через Севастополь. Здесь осуществлялась их перевалка. Теперь порт используется только для торговли между городом и внешним миром.
Но в ближайшее время ситуация с недозагруженностью может в корне измениться. Это связано с крупными инфраструктурными проектами, которые реализуются в Крыму. Севастополя напрямую касается строительство трассы Таврида и реконструкция дороги в Камышовую бухту. Это потребует большого количества стройматериалов — щебня и песка. Доставка грузов по морю будет приоритетной. Это позволит по максимуму загрузить корабли и резко увеличить морские грузоперевозки.
Такая же судьба ждёт и порт города Керчь. Он тоже получит второе дыхание за счёт потока строительных материалов.
-3-
Крым начал получать газ с материковой России. Уже было поставлено 20 миллионов кубометров. Голубое топливо в Крыму есть и своё — его добывает Черноморнефтегаз из 9 месторождений. И этого газа всегда хватало.
Но сейчас особо холодная зима, и потребление резко возросло. Поэтому дополнительный источник пришёлся очень кстати. Надо сказать, что Крыму этот газ нужен ещё и на перспективу. Он обеспечит топливом две новые электростанции. А они — в свою очередь — нужны промышленности. Ведь сейчас, когда работает энергомост, излишков нет. Мы получаем электричество впритык к нашим потребностям. А для открытия новых производств мощности энергомоста уже не хватит.
В Крыму создаются индустриальные парки, — в Евпатории, Феодосии, Бахчисарае, Севастополе. Размещённые там предприятия, в том числе заводы, потребуют дополнительные объёмы электроэнергии. Новые генерирующие станции будут как раз кстати. Они позволят нашей промышленности развиваться.
-4-
Хорошая новость пришла из города Керчь. Её сообщил Глава Администрации Владимир Подлипенцев. Консалтинговая компания «Севастопольинвест» предлагает построить в городе стеклотарный завод. Это позволит возродить в Крыму стекольное производство. Будет создано 225 рабочих мест. Также предусмотрено строительство двух домов для работников предприятия. Это поможет городу в решении жилищного вопроса.
-5-
В завершение программы рубрика Курсы валют. Российская валюта торгуется стабильно. Нефть с начала года подешевела, но по котировкам рубля это не ударило. Доллар по прежнему стоит меньше 60 рублей. Нефть упала в январе на 3%, а рубль против доллара наоборот укрепился на 2,5%.
Дополнительную поддержку рублю может оказать инициатива министра финансов Антона Силуанова. Он предложил взимать дополнительный налог с нефтяных компаний – так называемый налог на дополнительный доход. Это увеличит поступления в бюджет и даст рублю дополнительную поддержку.
В перспективе нескольких месяцев доллар будет ослабевать против большинства мировых валют. Трамп провозгласил политику протекционизма – то есть защиты американской экономики. США понизят налоги, а значит получат меньше денег в бюджет. Чтобы компенсировать недостачу, им придётся включать печатный станок. Это плохо для доллара.
Чтобы защитить местных производителей, Трамп может начать торговую войну с Китаем и Мексикой. Это значит, что в США будет приходить меньше дешёвых товаров из-за рубежа. А свои, американские товары – дорогие. То есть в Америке начнут расти цены. Покупательная способность доллара понизится, и он упадёт.
Мы вот тоже отлично зарабатываем на импортозамещении двигателей и редукторов с Украины и Германии вместе со «Звездой»: во времена майданные акции стоили 23 коп в 2014 году, сейчас уже 5 руб, а скоро будут ещё выше раз в 20 = 80-100 руб за акцию «Звезды»:
smart-lab.ru/my/sergoo/blog/all/
smart-lab.ru/forum/Звезда
Рига — ну ок, но это не морской курорт — холодное море, сезон 2-3 мес и то не купальный. Сравнение за уши, в Болгарии еще несколько аэропортов (Варна). Ну можно еще с Люксембургом сравнить… В Крыму 1 аэропорт и блокада, там искусственный рост (что для аэропорта хорошо), но сравнивать с Днепром и пр — ну смысл?
Плюс субсидии — это не рыночный рост, как только они прекратятся/сократятся — снова Турция и пр. Опять же вы берете период, когда Турция и Египет под запретом были.
Вот сравнение с Грузией — вполне, море теплое, экс-СССР и пр.
Про завод — при населении в 2 000 000, 225 рабочих мест это примерно 0.01%. Даже если без детей и стариков считать — копейки. Не решит проблему. Регион глубоко убыточный и дотационный. Внимательно прочел — ПРЕДЛАГАЮТ построить… даже не построен еще. Смысл об этом писать — таких предложений горы. Это дешевый пиар местной власти.
К сожалению без политики имхо вопрос не решится там с экономикой (см как Северный Кипр, никем не признан и туризма там нет, только сами турки). Инвестировать даже роскомпании боятся.