Крымская экономика продолжает интегрироваться в общероссийскую. Одна из титульных отраслей полуострова – кораблестроение и судоремонт. Сегодня рассмотрим какие заводы Крыма востребованы в России по этим направлениям.
---1---
Начнём с Севастопольского морского завода.
Сейчас это филиал северодвинской Звёздочки. При Советском союзе он находился на пике экономической мощи. Его главной специализацией было строительство плавучих кранов.
В их числе – очень крупные грузоподъёмностью до 1600 тонн. Модель называется Витязь. Входит в список самых крупных плавучих кранов мира.
Плавкраны используются при возведении мостов, а также для погрузки и разгрузки кораблей. Например, они нужны при перевалке зерна в порту.
Плавучие краны севастопольского производства востребованы в России и за рубежом. Один из них — Богатырь — работает в Морском порту Санкт Петербурга. С его помощью возводили четыре моста в этом городе. Он участвовал в строительстве портов в Мурманске и Усть-Луге. Также его силами были подняты со дна Невы несколько затонувших судов.
Другой севастопольский Богатырь участвовал в строительстве моста из Владивостока на остров Русский. С его помощью по морю транспортировались тяжёлые конструкции.
Кстати, на этом же объекте применялись сварочные аппараты Симферопольский фирмы СЭЛМА.
В сложные украинские годы завод резко сократил производство плавучих кранов. Сейчас это важное напраление деятельности восстанавливается. Севморзавод получил заказы на плавучие краны для работ на Керченском мосту. Для этой же цели он строит большой катамаран. Другое важное направление работы Севморзавода – это судоремонт. Данный вид услуг был оказан за два года нескольким российским судам. Это катамараны Сочи-1 и Сочи-2, подводная лодка Новороссийск и пассажирский теплоход Артек.
---2---
Следующий герой нашей программы – Керченский завод Залив. Он проводит большой объём работ по ремонту паромов, которые курсируют между Крымом и материком. Также он активно занимается строительством новых кораблей. Регулярная закладка новых судов стала на заводе традицией. В частности керченские корабелы начали создание судна А163 для МЧС. Оно предназначено для поисково-спасательных операций, снятия других кораблей с мели и рифов, борьбы с разливами нефти и другими загрязнениями акватории.
Заводу Залив под силу строить и танкеры. Два таких судна были заложены в конце 2014 года по заказу Министерства обороны. Они способны перевозить как горючее топливо, так и сухие грузы.
Из пассажирских судов отмечу два. Их названия «Симферополь» и «Геленджик». Они относятся к проекту SPS-150. Они предназначены для перевозок пассажиров по морской прибрежной зоне на регулярных и туристических маршрутах.
Завод Залив – это не только судостроение, но и судоремонт. Например он оказал услуги по ремонту 4 сухогрузам типа Волго-Дон.
На них была проведена замена корпусных конструкций, ремонт винто-рулевого комплекса, люков, были обновлены трапы и ограждения, проведены работы по очистке и окраске корпуса. Такой большой объем работ был выполнен заводом самостоятельно, без привлечения других организаций. Добавлю ещё один отремонтированный объект – плавучая самоподъёмная платформа Сидон. На ней была проведена замена стали, очистка и окраска корпуса.
---3---
Перейдём к третьей судостроительной компании. Это завод Море в Феодосии. Его основная продукция — суда на подводных крыльях и на воздушной подушке гражданского и военного назначения. В советское время на этой верфи производились десантные корабли типа "Зубр" и противолодочные корабли проекта "Сокол".
Завод «Море» являлся крупнейшим производителем судов типа "Циклон", "Комета", "Восход" и "Олимпия".
В этом году завод после долгого перерыва он получил первый оборонный заказ. В Феодосии будут производить Каракурта. Это малый ракетный корабль. В своём классе он считается одним из самых мощных. Корабль может работать автономно и выполнять задачи на расстоянии 5000 километров от базы. Каракурт может выпускать в том числе знаменитые ракеты типа Калибр, которые блестяще себя проявили во время операции в Сирии. Стоимость такого корабля 5-6 миллиардов рублей.
В прошлом году по прямому указу Президента Владимира Путина было принято решение разместить на заводе Море два заказа: на спасательный корабль и водолазный катер. Их сумма 2,5 миллиарда рублей. По словам директора предприятия сейчас завод загружен на 5 лет вперёд. Это позволило ликвидировать задолженность по зарплате, погасить долги по налогам и выйти на полный рабочий день. Это привело к увеличению штата. На завод были приняты новые сотрудники.
---4---
На той неделе мы уже говорили про завод Фиолент. Он выпускает корабельную автоматику для управления судами. За историю «Фиолента» продукцией завода укомплектовано более 500 кораблей. После вхождения Крыма в состав России он сразу получил заказы от судостроительной компании Вымпел. Два корабля предназначались на экспорт. Им требовались системы управления, и Фиолент их предоставил.
Крымский интеллект, то есть электронику получают и военные корабли на воздушной подушке Зубр.
Мы их недавно уже упоминали. Кстати, Крым – это традиционное место их производства наряду с Санкт Петербургом. Ещё один представитель военного флота, для которого Фиолент разрабатывает систему управления – это Мурена, — военный катер. Тоже на воздушной подушке.
Крымское судостроение и судоремонт – это очень обширная тема. Сегодня мы рассмотрели только вершину айсберга. На следующей неделе продолжим знакомиться с крымскими компаниями этой отрасли. Изучим их роль в создании гражданского и военного флота России.