Согласно данных января-марта 2015 года на сайте Spain-Holiday.com запросы на отдых в Испании выросли на 16% относительно аналогичного периода предыдущего года, 31% отдыхающих составили британцы, а их прирост к предыдущему году +22%. Французы также любят северо-восток Испании из-за близости к Франции: составляют вторую крупнейшую группу: 19% запросов и приросли за год на 25%. Притоку французов также способствует развитие железнодорожного сообщения Каталонии с Парижем, развитие аэропортов в Испании.
Повышенное внимание британцев вызвано крепким фунтом относительно евро, британцам выгоднее тратить в Европе; и высокими ставками ренты в самой Британии относительно Европы (картинка ниже, левее). Европейцы в целом более богаты относительно испанцев: чем ниже удельный вес ставки ренты проживания, тем больше могут потратить на отдых (картинка правее).
В Испании не наблюдается обозримых перспектив подорожания жизни, что сделало бы отдых в ней дороже и менее выгодным. Приток инвестиций, в том числе в курортную отрасль, и другое умеренное развитие страны прослеживается лишь на притоке местных туристов, на около 10% в сравнении с прошлым годом. Но не наблюдается роста цен на недвижимость повсеместно на всех курортах. В Аликанте цены на недвижимость склонны снижаться, в Марбелье повышаться. Что вызвано загруженностью Аликанте предложением (известная застройка побережья высотными зданиями) и как следствие — необходимостью размещения дополнительного потока туристов в новых регионах.
Марбелья находится существенно южнее, чем Аликанте, популярная у французов Коста Брава еще севернее и имеет скалистее берег. Чем южнее находится курортная зона, тем более это способствует загруженности курортов зимой. По данным Spain-Holiday основной вид отдыха это пляж, но второй и четвертый сегменты это семейный отдых и гольф.
Если для пляжного отдыха подходит и массовая застройка квартирами (flat, apartment), как в Аликанте, то более коллективный отдых предполагает более обособленное и крупное жилье. Которое и попадает в исследуемую нами выборку 550-600 тыс. евро. Это небольшие виллы 160-200-400 кв. м. с гаражом, бассейном и террасой.
На рыночную привлекательность Марбельи, кроме более южного положения, также влияет гольф-аудитория. Регион Коста-дель-Соль считается одним из лучших, в сравнении с другими популярными курортами как Коста Брава (Каталония) и Коста Бланка (Аликанте), в которых зоны гольф-полей также более развиты. В Марбелье больше как самих полей, так и кучнее их концентрация: вокруг Аликанте поля в радиусе 2 часов езды, в Марбелье поля размещены вдоль береговой зоны самой городской агломерации, в 20 минутах езды. В Марбелье есть как более дешевые варианты, так и самые дорогие в выборке. Таким образом, Марбелья должна быть более привлекательной для более состоятельного и размеренного отдыха состоявшихся людей, отдыхающих чаще с семьями или организованными в гольф-группами. Сравнение минимальных почасовых ставок за гольф и количество полей – ниже в таблице.
Возможно, растущий спрос в Марбелье уже удовлетворяется с избытком, рынок уже перегрет? Такого не наблюдается в сравнении с мощностями рынка Аликанте. Да, строительных лицензий выдано за 8 месяцев 2014 г. на 77% больше чем в 2009 году, но в 2009 году было дно рынка, и прирост строительства не такой уж и бумовый. Доходность недвижимости в Марбелье оценивается чуть выше, чем в Аликанте, а вот доходы местного населения (а значит и цены, стоимость услуг проживания) – ниже.
Из таблицы ниже, где сравнивается объем предложений на рынках, видно ориентацию Марбельи на сдачу в аренду вилл (0,63%), и отставание предложения о покупке над предложениями об аренде. При этом, в Марбелье ниже соотношение сдачи объектов в аренду с количеством продаваемых объектов. Это значит, что конкурентов в сдаче в аренду в целом меньше.
Сам рынок купли продажи в Марбелье не стоит на месте, есть повышение количества сделок и потому стремление цен повышаться. Объем сделок не достиг пока уровней 2006 года. В условиях активной пиар кампании Марбельи (например, статья в Wall Street Journal) рынок может кроме удовлетворения физического спроса, всё более ставать и спекулятивным. Это способствует ликвидности недвижимости и ожиданию на рост цен. Так, в 2014 г. на 330% вырос объем крупномасштабных покупок недвижимости инвестиционными фондами.
Как итог можем сделать вывод о: климатических преимуществах Марбельи, более ориентации Аликанте на квартиры, загруженности рынка Аликанте предложением и потому более низкая прибыльность инвестиций в ренту, наличии у Марбельи преимуществ по гольфу, наличию пиара (уже сформированного стереотипа) в мировых СМИ, и в целом: о наличии долгосрочных перспектив туризма из Европы, и особенно из Британии, в Испанию.
Если кстати кому интересно вложить деньги, то могу найти интересный рынок недвижимости, есть например проект ТРЦ в историческом центре Брно, доля за 15 млн евро (инвестор вроде уже есть, но если что интересуйтесь), в Испании есть у людей риэлторы на месте, всё оформят. В Испании покупают что бы 1 месяц в году там жить, а 11 месяцев сдавать и получать еще и доход.
А вот прирост инвестиций в коммерческую недвижимость, бум даже какой-то что ли. Сохраняют евро, зарывают их в бетон? Или таки есть спрос? Источник, обзор небольшой
+