В начале июня 2015 года в Росимуществе состоялось расширенное совещание Экспертно-консультационного совета Росимущества (ЭКС). В совещании приняли участие постоянные члены ЭКС, руководители подразделений Росимущества, представители Общественного совета при Минэкономразвития России, независимые эксперты.
С итоговым докладом выступила Заместитель Министра экономического развития РФ — руководитель Росимущества Ольга Дергунова.
Был представлен годовой отчет Росимущества за 2014 год, я его с жадностью изучил, об этом и будет моя статья.
Управление гос. собственностью довольно закрытый мир, но очень интересный (мне как инвестору он очень интересен с практической точки зрения). Я его изучаю довольно давно, буду периодически делиться своими впечатлениями и новостями по этой тематике.
Кстати, данная тема касается всех граждан России, ведь государственная собственность – это общая собственность всех граждан России! И как эффективно будет управляться госсобственность, так и будет расти наше благосостояние.
Для начала, рекомендовал бы ознакомиться с документами от первоисточника:
Отчет о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2014 г.
Подведение итогов реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом»
Тексты, конечно, сложные для неподготовленной публики, изложены бюрократическим языком и изобилуют частыми сносками к нормативным документам (к законам, постановлениям, распоряжениям, указаниям, указам и прочее), но пытливый инвестор сможет найти полезную информацию для себя.
У меня сейчас в работе две идеи: «гос. дивиденд» и «приватизация 2.0».
Довольно простые и думаю, рабочие: это переход на дивиденды 25% от ЧП по МСФО и приватизация публичных гос. компаний. В разработке – около 50 компаний (включая публичные ДЗО госкомпаний). Окно реализации — до лета 2017 года. Итоги моего исследования ждите осенью 2015 года.
Теперь комментарии непосредственно по документам Росимущества, которые я привел выше.
Итоги года.
Оценивая финансовые итоги Росимущества испытываешь эмоциональный диссонанс по поводу размеров доходов (всего около 263 млрд. рублей за год) и объемов всей собственности в ведении Росимущества.
Не хотелось бы огульно критиковать Росимущество, так как мы все знаем о сложившийся системе координат в нашей экономике и стране в целом. Хотя мой заголовок обозначил моё отношение к Росимуществу, но я верю, что будет всё меняться к лучшему, это всё непросто, но всё-таки…
…тот же политический вес Сечина, Миллера, Якунина и Костина не сравнимы с их кураторами из Росимущества – Дергуновой и Семериковой…
Я постарался быть объективным.
… но цифры говорят сами за себя!
Имущественный комплекс в ведении Росимущества поражает своими размерами
И ОАО и ООО лишь вершина айсберга. Но для меня именно эта часть представляет самый большой интерес.
Есть еще земельный банк, недвижимость и ФГУПы – это отдельная тема, в данной статье про это не буду писать.
В отчете Росимущества я не увидел хотя бы примерной денежной оценки всей собственности, принадлежащей государству. Имущество считают в количестве (в штуках!), но не в рублях.
Россия – страна возможностей!)
Думаю, это триллионы рублей. Но данные цифры еще и увеличиваются — по сей день проводится инвентаризация государственной собственности, и «возвращаются на учет» объекты собственности.
Совокупные доходы Росимущества 263 млрд. руб. — с одной стороны огромная сумма, но с учетом того объема гос. собственности и роли, которую играет гос. сектор в экономике России в данный момент (около 45-55% от ВВП) – это сумма катастрофически низкая. Это всего 1,8% доходной части консолидированного бюджета РФ.
Первая часть, 233 млрд. руб. – это доходы от собственности: дивиденды, сдача в аренду недвижимости и земельных участков…
основные дивиденды от: Газпром, Роснефтегаз, ВТБ…
142 млрд. руб. из 1-триллионного объема дивидендных выплат в России, при том, что 50% экономики — это госсектор. Разве это эффективное использование собственности. Интересно, если бы этой собственностью, владел частник – какая у него была бы прибыль?
И вторая часть, всего лишь 29,7 млрд. руб. – это доходы от приватизации
Совсем не радужно. Но план приватизации выполнили, правда, план один из самых низких за последние несколько лет и выполнен еще интересным способом.
По приватизации в 2014 году обнаружил весьма курьезный момент в годовом отчете Росимущества. Из 29 млрд. руб. – 21 млрд. рублей это продажа двух крупных пакетов акций: 13,76% ИНТЕР РАО ЕЭС и 100% Архангельский траловый флот
Из них по 18,8 млрд. руб. возникает вопрос – это была точно приватизация?
Курьез в том, кто покупатель 13,76% ИНТЕР РАО ЕЭС – это ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Для справки служащим Росимущества: 100 % акций «Роснефтегаза» принадлежат государству в лице Росимущества. В 2013 году в данной компании работало 11 человек.
Вот такая приватизация по-русски :)
Интересно, чем руководствовались в Росимуществе при включении данной суммы в отчет? Выполнить план – 26 млрд. руб. Выполнили. Наверное, КPI руководства Росимущества были привязаны к показателю по выполнению плана приватизации. Классная эффективность.
Так можно приватизировать на очень большие суммы и дальше, благо госкомпаний у нас много – продавайте друг другу пакеты акций и будет Вам счастье.
Еще Росимущество провел продажу относительно маленьких 108 объектов на 8 млрд. руб., вот 10 наиболее крупных продаж…
Тут я не могу комментировать, как и по ФГУПам, недвижимости и земельным участкам, моё направление – публичные компании.
Именно на них может заработать инвестор при переходе данных компаний в частную собственность.
Приватизация.
В презентации Росимущества по теме приватизации в феврале 2014 года декларируются правильные вещи.
Но мне кажется, в обозначенных ниже слайде ключевых этапах процесса приватизации не хватает самого главного…
…перед тем как проводить приватизацию компании необходимо привести рыночную стоимость компании к справедливой цене (конечно, это касается публичных гос.компаний), путем использования разумной модели управления акционерным капиталом (МУАК).
Первейшая задача Росимущества — сделать из акций государственных компаний финансовый инструмент с понятными условиями получения дохода, тогда и инвесторы появятся, и продать имущество получится по хорошим ценам. Ведь инвесторы покупают активы не просто из-за любви к искусству, им нужен финансовый инструмент!
Лучше всего продается то, что продавать не хочется!
Этого момента нет в задачах Росимущества, есть как декларация (повышение инвестиционной привлекательности), но как ключевого этапа процесса приватизации – нет.
Задайте себе вопрос: «Вы бы купили себе акции данной компании, которую Вы хотите приватизировать?» Интересно сотрудники Росимущества сами владеют или владели когда-нибудь акциями? Они понимают, что такое «акция»?
«Инвестиционная привлекательность» – довольно виртуальное понятие, нужны конкретные действия и система принятий решений, направленные на превращения акций госкомпаний в финансовый инструмент.
Срок данного этапа – 5-7 лет. За этот срок — после необходимых мероприятий согласно МУАК (выплата дивидендов, обратный выкуп акции, понятная и четкая система принятия решений в плане управления акционерным капиталом) капитализация будет расти, и покупатели сами появятся, никого искать уже не нужно будет.
В данный момент сроки приватизации регулярно переносят из года в год. Можно уповать на конъюнктуру мировых финансовых рынков, а также уровень спроса со стороны потенциальных инвесторов, а можно и самим влиять на ситуацию. Тем более само государство способно произвести, как внутренние преобразования в компаниях, направленные на повышение инвестиционной привлекательности, так и внешние, в том числе регуляторные изменения.
В 2014 году должны были приватизировать следующие компании:
Но как я написал выше, были приватизированы 2 компании (одна – весьма условно), все остальные пока в процессе подготовки.
Потенциально в планах на приватизацию следующие компании:
Росимущество довольно много делает в плане повышения корпоративного управления. Например, ввела в действие КПЭ для топ-менеджмента и Совета директоров компаний:
Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей.
Обязательными показателями определены: рентабельность инвестиций акционеров (TSR) (для публичных АО) или размер дивидендов (для непубличных АО), а также рентабельность инвестиционного капитала (ROIC) или рентабельность акционерного капитала (ROE).
Это радует.
Основой построения механизмов материального стимулирования лиц, входящих в органы управления акционерным обществом, является их ответственность перед акционерами. Для акционеров важно одновременное выполнение двух условий:
• Рост финансовых показателей деятельности общества. Итоговым критерием является скорость роста собственных средств общества в расчете на одну акцию. Рентабельность собственного капитала (ROE) компании находится в тесной взаимосвязи с указанным критерием и фактически является его основной составной частью.
• Отражение финансовых результатов деятельности общества в курсовой стоимости его акций и величине дивидендных выплат, так как только эти две величины являются доходом акционеров.
Главный принцип определения вознаграждения лиц, входящих в органы управления акционерным обществом, – взаимосвязь между суммами выплачиваемого вознаграждения и показателями, на которые могут и должны влиять органы управления обществом, исходя из имеющихся у них полномочий.
Правильные принципы вознаграждения Советов директоров и топ-менеджеров приведут к росту эффективности управления гос. имуществом, и соответственно цены актива.
В прошлом году еще введен Кодекс корпоративного управления от ЦБ (его начал делать еще ФСФР), всё больше и больше увеличивается кол-во «независимых» директоров в Советах директоров госкомпаний.
Тут у меня неоднозначное мнение – Кодекс дело хорошее, но он больше похож – на документ о добрых намерениях. Как говорится, за красивыми словами можно будет проводить любую политику, благо чиновники писать документы у нас умеют.
И второе, «независимые» директора от различных некоммерческих партнерств. Это довольно новый институт на нашем корпоративном поле. Почему я пишу в кавычках слово независимый, я напишу как-нибудь подробнее позже. На данный момент и данная промежуточная модель управления госкомпаниями – это благо.
Надеюсь на дальнейшее поступательное развитие.
План на следующий год.
КПЭ Госпрограммы, План по доходам – даже шокируют, очень низкие планы.
Цифры по приватизации – еще более скромные (всего 15 млрд. рублей), чем в 2014 году. Снижение общего показателя по доходам -15% год к году.
Как-то не амбициозно, или чтобы план проще было перевыполнить? Но доходы от госсобственности на уровне 4-5 млрд. долларов – это совсем грустно, особенно с учетом объемов этой собственности.
Государство – это плохой бизнесмен. В принципе, это понятно всем. У государства не стоит задача получать доход от своей собственности, причина я думаю, всем понятна. Если доход не получает государство, то его получает кто-то другой.
Наиболее правильный путь – это приватизация бизнеса.
Пожелаем успехов команде Росимущества в этом непростом деле!
Фото с данного мероприятия:
Продолжение следует…
P.S. Отлично было бы получить развернутый комментарий от Росимущества на вопросы, которые я осветил в данной статье. Открытое общение – признак развития.
Успешных инвестиций!
Графики из ворда сделанные школьником… просто вырезанные графики из ворда с белым фоном на бежевых страницах отчета…
я хочу источник денег и просто участвовать во всех тендерах росимущества )) черт, у них даже опечатки в отчете есть, кажись даже в ворде не проверяли)
Оценить всю собственность не может никто, год назад в ОКДМ рассказывали, что много случаев, когда госсобственность бывало просто уходила на сторону просто так, и приходилось возвращать.
Представляешь там какие интересы — могут и убить.
Надеюсь там все нормально с личными качествами людей, у них очень важная задача.
Беда что нет реальной конкуренции среди топ менеджмента госкомпаний, в США сколько занимаюсь акциями, как то управляющих, топ менеджмента больше, лучше хватка что ли. А в росгоскомпаниях одни и теже лица, это как то несерьезно вообще
Как бы всё отлично — идет развитие, а по факту просто еще один дележ денег. Так надоели эти кормушки.
Еще потом, когда Старченко рассказывает, про то, как нужно управлять собственностью зубы сводит — еще придумывают 1001 причину почему собственность должна оставаться государственной.
В отчетах про фотки говорю, какие то вообще несерьезные, какие то там награждения, встречи с монахами и тд, будто какой то благотворительный фонд
Ладно, если бы ошибки в тексте и фотки с монахами, было бы главной проблемой,
главное другое — не должна быть отдача от собственности такой низкой.
Если бы это был частный сектор — там такой разнос бы был. А когда ничье — тогда всё не так идет.
А доходы могли быть — на порядок-два выше.
По идее, можно разделить на области и создать прям реальное управление имуществом, у них же под контролем целые компании, множество компаний, можно столько создать качественных рабочих мест в регионах, на местах, что ппц)
Если доля государства при приватизации упадет до 75%, то будет ли смена менеджмента компаний?
Или Сечин, Костин и т.д. останутся?
www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2313155
Ссылка может открыться не с первого раза, т. к. база Росстата плохо работает
«Направлено денежных средств на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников), за отчетный год, тысяча рублей,
Российская Федерация,
Всего,
Российская собственность,
значение показателя за год
2013
организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек
всего
1712005988»
— В штуках акции считают, потому что фиксированной цены у них нет, допустим, влив 10тыс.р в неликвид, можно поднять его биржевую цену на 30%, и что, после этого все миллиардное предприятие оценивать на 30% дороже?
— акции госкомпаний имеют более высокую надежность и защиту от банкротства, поэтому их акции торгуются с премией по цене в разы выше аналогичных частных компаний, соответственно, дивдоходность в разы ниже.
Чтобы делать выводы о сравнительной эффективности — нужно проанализировать наверное цифры какие-то? Хотя бы самый общий анализ сделать по данным, что Росстат публикует, в разрезе по формам собственности, общие показатели деятельности орг-ций же существуют?
Ответ очевиден, поэтому и оказывается, что госкомпании торгуются по большей р/е и с меньшими дивидендами относительно цены.
Я не пишу, какая конкретно эффективность, я просто указываю на ошибки в ее подсчете, что ее невозможно посчитать тем способом, что описал автор.
С другой стороны из опыта известны типичные истории: было в области два дорожных государственных предприятия. Одно приватизировали, второе нет. Одно строит дороги, другое нет, догадайтесь с тех раз которое продолжает строить дороги?
или у государства не стоит задача зарабатывать на гос.имуществе, тогда это совхоз какой-то, только очень узкий круг на нем зарабатывает...
и Вы один из них, я понимаю, что Вам неприятно, когда у Вас хлеб отнимают, и еще более неприятно, Вы понимаете, что Вы не правы!
оправдание типа — всё равно разворуют не катит
Если эффективность оценивать, то сравнение надо проводить по сопоставимым классам имущества (активов) с учетом их качества, амортизации и т.п. Вы же не станете спорить, что эффективность, скажем, конвейерно-сборочной линии, которой 70 лет от роду будет явно ниже, чем только что введенной в эксплуатацию?
С чем можно согласиться в ваших выводах, на мой взгляд, — это с тем, что действительно высокая концентрация активов у одного собственника (в данном случае — государства) — ограничивает конкуренцию. Но Росимущество тут ни при чем, это общая политическая проблема нашей страны. Крайне слабое антимонопольное законодательство, и фактическое потакание монополизации рынков со стороны государства.
Что касается задач государства… Ну почитайте хоть что-нибудь на эту тему!!!!
Вот хоть полтеровича «приватизация и рациональная структура собственности»
я Вашу статью потерял, можете ссылку прислать — хочу Вас покритиковать!
для каждого бизнеса — целевая установка должна быть
Посмотрите в журнале новой экономической ассоциации. Возможно там было нечто про целевые функции компаний госсектора
Из общих соображений думаю, что эффективность государственных инвестиций снижается, когда государство трансформируется из публично-правовой институции в закрытый клуб лоббистов/политиканов, стремящийся избавиться от надоедливого внимания общественности и манипулировать общественным мнением вместо того, чтобы решать поставленные обществом через его представителей задачи.
А эффективность управления приватизируемым имуществом, вероятно, снижается, если отсутствует поддержка конкуренции как таковая и одновременно не устанавливаются требования к собственникам (в частности, сервитуты), что превращает приватизацию в простое разворовывание основных средств.
И, опять же, исключительно из общих соображений, мне кажется очевидным, что эти два процессы взаимосвязаны.