Sandro
Sandro Копипаст
24 марта 2015, 11:00

Не только Ли: что еще помогло успеху Сингапура

В продолжение темы вчерашнего поста «До мнения граждан нам нет никакого дела»

Не только Ли: что еще помогло успеху Сингапура

 

Еще до прихода к власти Ли Куан Ю сингапурская экономика имела ряд крупных исторических и географических преимуществ. И без них история успеха Сингапура не была бы столь яркой, а может, и вовсе не состоялась бы

Ли не было, а чудо уже было

«Экономическое развитие в Сингапуре имело место и раньше», — саркастически замечал экономический историк У.Дж.Хафф. Британские власти еще в 1823 году объявили Сингапур портом свободной торговли, открытым для всех заинтересованных предпринимателей и правительств. Быстрый экономический рост в конце 19 века позволил к 1900 году построить на острове крупный современный город, писал Хафф в своей классической книге «Экономический рост в Сингапуре».

В 1951 году, когда Ли Куан Ю работал скромным адвокатом и до его прихода к власти оставалось еще восемь лет, в Сингапуре начался экономический бум, вызванный спросом на алюминий и резину. В городе появились своя киноиндустрия и свой частный университет. В 1950-х ВВП на душу населения в Сингапуре был выше, чем в других странах Азии, писал Хафф; в стране было больше автомобилей на душу населения (1 машина на 30 жителей), чем где-либо еще в Азии, кроме Токио.

То есть к моменту объявления независимости в 1965 году Сингапур имел прочный экономический фундамент и очень значительные преимущества (хотя уход британцев с их субсидиями и военными базами в перспективе нескольких лет серьезно ударил по экономике).

Как считают некоторые эксперты, Сингапуру помогли и другие пережитки колониального прошлого. Например, хорошее знание английского, облегчившее общение с предпринимателями по всему миру, и даже тот факт, что в строгие годы британского империализма в стране не возникло массовое политическое движение за свободу и гражданские права. Ее политическая культура не препятствовала установлению авторитарного прогрессистского режима.



Географическое чудо

Огромную роль в успехах Сингапура играло его географическое положение. В 20 веке Сингапур стал, по словам Хаффа, «определенно самым важным коммерческим, транспортным и коммуникационным центром Юго-Восточной Азии, и как минимум с начала Первой мировой войны он играл уже глобальную экономическую роль». Через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию, в 1960-е годы проходило большинство торговых кораблей из Европы и США по дороге в Азию и останавливались там на дозаправку. Этот пролив (и его продолжение, Сингапурский пролив) называли «Суэцким каналом Азии».

На пользу новому государству пошел и тот факт, что территориально Сингапур отстоял от Малайзии, в состав которой некоторое время входил. С одной стороны, внутренние районы Малайзии с приличными нефтяными запасами и мощностями производства резины были неподалеку, с другой — производства эти не осложняли развитие Сингапура излишней близостью к городской среде. Сюда же можно отнести и отсутствие собственного сельского хозяйства, чьи интересы могли тормозить развитие открытой и полностью глобализованной торговой экономики.

Изолированность Сингапура подталкивала его к развитию производств с высокой добавленной стоимостью и финансовой индустрии. И возможно, есть какая-то правда в словах бывшего аналитика Morgan Stanley Энди Си, который сгоряча высказался, что «Сингапур обязан своими успехами тому, что был центром отмывания денег для коррумпированных индонезийских чиновников и бизнесменов».

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн