Начало
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
Из вновь полученного куска металла я сделал еще один нож, подойдя к этому гораздо более старательно. Пока мои помощники дробили руду и выкладывали новую яму, я сделал вещь, гораздо больше напоминавшую кинжал чем моя первая поделка. Обоюдоострая пластина с максимально круглой ручкой, которую я мог сделать, обивая ее по периметру. Этот кинжал был торжественно подарен Тыкто в присутствии всего племени. Его глаза светились невероятным счастьем, и мужчины племени в течение всего вечера подходили смотреть на кинжал, не решаясь потрогать его.
Я понимал, что медь — это не лучший вариант для инструментов, поэтому начал постепенно добавлять олово и свинец, получая бронзу. Металл получался заметно прочнее, и уже почти не ковался каменным молотком. Нужна была горячая ковка, то есть предварительный разогрев исходного материала. Но чем держать раскаленный слиток? Нужно было сделать щипцы. Впрочем, это не стало проблемой. Две палки с вбитыми в их торцы медными лопатками вполне подошли. Затем они были заменены на более удобные медные, с гибкой перемычкой на основании.
Весь июнь я упражнялся в кузнечном деле, выплавив в общей мере около 3 кг меди и примерно кило бронзы. Я взял себе в помощники Тома и еще одного смышленого парня из апачей, и мы вместе начали производство инструментов. Первым делом, я выковал еще кинжал. Будет подарок Ыкате. Массовое производство подобных ножей я не планировал, пусть остаются чем-то уникальным. С другой стороны — были сделаны несколько заостренных пластинок для работы на кухне. Женщинам стало в разы проще разделывать мясо и чистить рыбу. Через три недели усердных попыток у нас получился первый топор. Дырки в металле я делать не научился, поэтому топор был сделан с пластиной на обухе, в которую как бы заворачивалось древко. Для верности топорище еще обмотали просмоленными веревками. Получилось крепко и выглядело не так чтобы очень топорно. Этот топорик пошел на смену разбитому об голову медведя кремниевому оружию Тыкто которому он снова радовался не меньше чем кинжалу.
С развитием мастерства надо было подумать о топорах промышленных, для рубки деревьев. Мы все сильнее смещались от сельского хозяйства в сторону производства и для поддержания этого движения требовались инструменты.
Сейчас, трудовой расклад моего племени выглядел так:
Из 12 воинов один погиб в схватке с медведем, двое было в командировке у апачей. Тыкто постоянно был около меня, еще восемь человек занимались силковой охотой и составляли наиболее боеспособную часть племени.
Трое молодых воинов помогали ставить силки, один был в командировке у апачей, один следил за костром, один занимался воспитанием мальчиков, еще двое носили тяжелые бревна на дрова, помогая женщинам и двое гнали воздух над костром.
Пятеро мужчин из апачей были заняты на ловле рыбы, четверо были махальщиками, еще один помогал мне в кузнице. Чук и Гек с двумя соплеменниками были переведены с моря на сушу. Они освоили камнеметалку, хорошо ставили силки и что примечательно — были более ловкими воинами, чем мои. Все чаще апачи побеждали в олимпийских играх, вызывая плохо скрываемую злобу у аборигенов. Да и с топором апачи обращались куда искуснее, в то время как наше племя лучше бросало копье и камни. Надо было что-то делать с этим растущим социальным напряжением. Я ввел в дисциплины метание копья и подъем тяжестей над головой. Ситуация немного подравнялась.
Мальчишки помогали таскать дрова и глину, колотили молотками по руде, дробя ее. Том, как я уже говорил, начал помогать мне в кузнице и у него отлично получались мелкие детали, вроде гвоздей или небольших пластинок. Кстати, все дети обязательно проходили практику по мужским занятиям и боевому применению копья, топора, камнеметалки, постановке силок. Обучению языку для детей, особенно младше восьми лет я придавал особое значение. Они легче схватывали науку и в какой-то момент я с удивлением заметил, что Том, например, иногда правильно меняет падежи и спрягает глаголы, в отличии от взрослых. Поэтому я старался уделять хотя бы полчаса времени, для того чтобы говорить вечером с детьми, причем уже не коверкая слова.
Из женщин — трое работали на готовке, еще четверо — на лепке посуды и ее обжиге. Пятеро — носили дрова, четверо плели веревки, еще двое обмолачивали сырье и двое приносили его из лесу. Две женщины следили за фермой, еще две — следили за маленькими детьми. Консолидация детей в своеобразный детский сад с ответственностью на двух воспитательницах высвободила нескольких женщин, каждая из которых раньше нянчилась только со своим. Три женщины носили красную глину, остальные были на поздних сроках беременности или только родили и занимались уборкой, помощью на кухне и ферме.
Как видно, все, включая 20 человек из апачей, были полностью заняты. Интересно было то, что через полгода из 100% ВВП в области сельского хозяйства мы перешли в сферу производства на уровне около 30% (примерно 13% в производстве меди, 5% керамики, 11% веревки) и услуги (готовка еды и нянченье детей) составляли 8%. То есть доля сельхозки упала почти до 60%.
Для сравнения текущий ВВП России: сельское хозяйство: 4,5 %, промышленность: 36,9 %, сфера услуг: 58,6 %. США: сельское хозяйство: 1,2 %, промышленность: 19,2 %, сфера услуг: 79,6 %.
Папуа-Новая Гвинея: 33% Сельское хозяйство, 37% промышленность, 30% услуги.
Мне было куда стремиться.
В конце июня случилось еще одно радостное событие. Мои командировочные в племя апачей поймали живую козу. Место ловли оказалось отменным, и за две недели было поймано еще пять коз. Мой загончик, наконец, наполнился блеянием. Зайцы, тем временем, достигли такого размера популяции, что можно было убивать одного каждый день не опасаясь уменьшения. Шкуры мы отдавали апачам, которые по образу моего пуховика стали пытаться шить одежду на зиму. Оплата была схожая — корзина еды в обмен на одежду. С третьей попытки мне справили ботинки на толстой подошве из кожи быка, которые я мог носить без мозолей. Апачам требовалось много веревок, и в определенный момент я ввел давальческую схему. Женщины из племени Ыкаты раз в неделю приносили большие снопы крапивы, и в обмен получали веревки, примерно равные половине от того, что можно было произвести из сырья. Это позволило в какой-то момент отказаться от сбора своими силами, и увеличить штат плетельщиц.
Мы стремительно развивали кузнечное дело. Стандартизировав производство и отработав процесс получалось делать примерно пол килограмма бронзы в два дня, то есть примерно 8 кило в месяц. Сделав несколько топоров с длинными ручками, мы получили возможность рубить деревья, а с помощью маленьких топориков — производить из дерева более сложные деревянные изделия. Например то же дрвеко для топора при помощи другого топора получалось куда как удобнее. Были сделаны удобные носилки для глиноносов. В какой-то момент я даже сделал подобие шкафа в пещере с полками в три ряда, куда ставили посуду.
Но вершиной творения стал точильный камень. Большой кусок песчаника был обработан так, что получилось почти ровное кольцо. Посередине была сделана дырка: заостренное бронзовое шило-сверло со стреловидным наконечником вращалось лучком, прижимаясь сверху камнем.
После этого, камень был помещен на деревянный постамент с бронзовой осью, смазанной жиром. Каменный диск был прикреплен к оси деревянными клиньями, вбитыми в дырку, а конец оси был загнут в рукоятку, которую вращал один туземец, а второй точил топоры и ножи. Бронза была все же не самым крепким материалом, инструменты часто тупились и эффективная точилка была просто необходима.
Мне катастрофически не хватало людей, и я снова отправился к апачам. На этот раз я пришел с подарками, сделанными из камня Кавы. Кинжал из цельного металла и топорик, отполированный до блеска с рукояткой, на которой был вырезан орнамент были торжественно вручены в присутствии всего племени. Ыката был восхищен подарками, и немедленно отдал взамен трех женщин. Я поблагодарил, но предложил еще одну сделку.
Наше племя дает апачам ножи для работы с мясом, иглы для шитья и топоры для рубки деревьев, в качестве подарка. За это в наше племя посылаются еще 10 мужчин и 10 женщин для работы. В ответ мы будем отправлять Ыкате одну корзину еды раз в день. При этом мы будем продолжать платить за руду с ценой уже три к одному, и менять одну живую козу на двойной эквивалент мяса. Одежду мы меняем на веревки и горшки. Четкой формулы не было, но и оборот был небольшой.
Ыката безоговорочно принял условия и вскоре мы выковали ему необходимые инструменты и получили взамен людей.
Рыбная ловля заметно улучшилась — бронзовые крючки не ломались как костяные и прочнее держали рыбу. Доставка дров снова сделалась простой, так как достаточно было свалить дерево около лагеря, чтобы обеспечить нас дровами на несколько дней. Ковали мы теперь бронзовыми молотками, и я уже не тратил столько времени на ковку, отдав эту работу своим подмастерьям. Сборщики руды скоро получили заостренные молотки для долбежки скал. На одну кирку по моим подсчетам пошло бы минимум килограмма три бронзы и это было пока непозволительной роскошью.
Экономика работала на простейших безденежных принципах:
В веревках у нас была работа на давальческом сырье, когда производитель забирает часть принесенного сырья в качестве оплаты.
В плане рыбы — была работа с принципом «оплатой продукцией». Работник получал часть того, что делал, плюс был обеспечен питанием и инструментом.
Руда — имела эквивалент по объему в пропорции 1:3 к другому товару, в данном случае еде.
С Апачами были использованы такие механизмы как субсидии (предоставление бесплатных молотков для руды) с целью увеличить выработку поставщика, и передача технологий (огонь, силки) для повышения работоспособности общества.
Несмотря на примитивизм общества, в нем начинали развиваться рыночные отношения, не сильно отличающиеся от многих сегодняшних. В роли универсальных денег, по сути, выступала еда. Это было всегда востребованным и ликвидным товаром, поэтому я пока даже не думал о выпуске денег.
Тем временем, приближался сбор урожая на моем небольшом поле, и надо было подумать о том, чтобы начать ковать серпы и другие сельхоз инструменты.
И второе — ближайшие пару глав, судя по всему, будут довольно занудны и технико-ориентированы, но не рассказать я об этом не могу, т.к. на жизнь племени все сказанное повлияло очень сильно.
PS: Ну и «Счастливому концу» сообщаю, что не смог сделать отверстие перфоратором, так как магазин Leroi был уже закрыт.
Деньги у вас будут это ясно из первого блога, а вот этих не надо — пусть люди живут нормально :)
PS: Гном может и не введет, но не известно, кого он встретит на своем доисторическом пути :)
А кого он встретит, ну главное что бы не Карла Маркса :)
Да и еще — ваши 2 племени сильно разжирели. Есть большая проблема. Кругом ходят голодные — другие. Могут напасть, пора делать некое подобие армии, но для этого неплохо было бы еще одно племя присоединить и лучше с Севера.
>>то есть примерно 15 кило в месяц.
они явно не предки россиян, будущие немцы? :)
и да, колесо уже тоже можно изобресть => простейшая тачка => прямое удвоение эффективности транспортировки чего угодно, гончарный круг тоже где-то рядом =)
P.S.
Как в тех краях с виноделием? >_<
поржал с этой фразы:
«один был в командировке у апачей»
с опаской наблюдаю что повествование переходит из экшена в занудную науку и экономику… очень надеюсь что в будущем автор будет уделять внимание всем аспектам наравне.
как киношник сажу, что это очень серъезный задел на отличный сценарий… но пока именно задел.
успехов!!!
PS дайте мейл в личку. Пришлю сценарий.
Но касательно сцен на всякий случай сообщаю, что в следующей главе будет рожать коза.
бронзовые ручки для кинжалов тоже бред — всегда деревянные прикрепляются...
смысл этого рассказа в целом понятен — сделать что то типа учебника экономики для самых маленьких, но как то занудно становится читать...
если уж не придерживается автор реалий, то мог бы луки со стрелами ввести и какую то историю интересную рассказывать из жизни племени в каждой главе.....
немножко конечно напрягает, что слишком все надумано… мне кажется можно было бы чуток более реалистично описывать все… но для этого конечно надо иметь знания о быте племен, каковых у автора совсем нет.
например из бронзы надо делать наконечники копий, стрел, лезвия ножей.....
о топорах каменных все таки совсем бредово — ими спокойно можно достаточно большие деревья рубить, а обсидиан острее любой стали… эх… для меня это все читать сложновато))))
я бы с кинжалами не был так категоричен:
yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-2114-wh-1013-pd-0.8999999761581421-wp-16x9_1680x945-lt-67
Больше половины — отлиты из единого куска.
Если погуглить топор, то можете узнать, как для простоты вначале на деревяшку были накладки в виде трубы. Как там с центром тяжести?
i41.tinypic.com/34ql2f6.jpg
Неужели мне в одной главе рассказать и про луки со стрелами и про паровой двигатель и про наконечники и занимательную историю? Или вы уже знаете что будет дальше?
Ну и про каменные топоры. В Крыму как-то бедновато с обсидианом. Надо на Кавказ идти. А кремнем я бы посмотрел как большое дерево рубить.
В целом, не претендую на 100% аутентичность, ибо действительно, жизнь там не прожил. Но выискивать какие-то мелочи, высказывая так категорично претензии, которые при легком гуглении оказываются не состоятельными. Надо ли? )
далее — на ютубе есть видео из жизни южноамериканских племен, где они до сих пор рубят деревья каменными топорами — ноу проблэм
вы не только пишите бред, уж извините, но еще и спорите о вещах которые ЭЛЕМЕНТАРНО проверяются за пару минут! это не умно.
ЗЫ если с топорами напряг, то просто зайдите в любой магазин и прикрепите изолентой (своей желательно))) топор к топорищу сбоку и помахайте им чуток вверх-вниз — таким чудом не то что дерево, ветку будет проблематично срубить, хотя он и стальной.....
ЗЫЗЫ я просто такими вещами занимаюсь в качестве хобби (исторические реконструкции) и поэтому знаю о чем говорю
вы похоже знаете еще меньше чем мне вначале казалось… с таким понимаем только новички в рынок лезут… видимо вас трейдинг уму-разуму не научил
ДЛя практического применения они слишком тяжелы и у них неправильно смещен центр тяжести
Если и рубить и колоть, то ручка средней тяжести — баланс, центр тяжести регулируют в зависимости от задач и предпочтений.
Если оружие чисто рубящее то рукоять не утяжеляют.
все эти одомашнивания, включая волков которые не поддаются одомашниванию вообще, это такой дикий бред, что просто жалко детей которые будут это читать — они наберутся не реальных знаний, а выдумок человека который ничерта не знает и выдумывает черт знает что
я конечно извиняюсь за критику — но это реально ни в какие ворота не лезет
Волки приручаются, читайте Лондона) правда сваливают в лес обычно во взрослом возрасте. Что не так в приручении щенков?
А в целом — я как то понимаю подход вроде «чувак, я спец в топорах, и лучше поменяй вот это, а то такие же спецы как и я засмеют». Но у вас же стиль хамского наезда, в том числе с отсылом почему то на трейдинг.
Поставьте меня в черный список, не буду мозолить глаза, а то эти выплески нервные вам психику могут попортить до точки невозврата, не ровен час.
Людей которые не умеют разговаривать научить говорить невозможно! примеров современных мауглей предостаточно.
Оперения вначале не было, но оно не сильно и нужно, поскольку лук применялся для охоты около троп на водопой, с дистанции до 15м (обычно гораздо меньше)