Начало
№2
Мы продолжали идти вдоль реки и в какой-то момент растительности стало меньше, мы вышли на открытое пространство. Вдали я увидел бескрайнее море и остановился словно сраженный молнией. Нет, не море меня поразило больше всего. От увиденного колени мои подкосились и я сел на землю. Сомнений быть не могло. Передо мной были Медведь гора и Шаляпинский утес. Я находился в Крыму. И, судя по окружавшим меня людям во главе с Тыкто — задолго до появления там русских и украинцев.
Я сидел и смотрел на Черное море, погрузившись в размышления. В том, что это был не сон — сомнений уже не было. Не ясно почему, но я оказался в прошлом, в котором люди хоть и имели представление о языке и примитивных орудиях, но еще не видели огня. По крайней мере мои новые друзья. Я оглянулся назад — туземский конвой сидел на коленях, и смотрел на меня. Надо было идти назад. Путь сюда занял около трех часов, значит километров десять. До моря еще было час-полтора ходьбы. Обратно будем идти часа четыре или пять, все таки в гору. Надо возвращаться, чтобы успеть до темноты. Я поднялся, и пошел в сторону лагеря.
На обратном пути было время подумать. Надо было составить план, и я включил свой аналитический мозг для выработки стратегии. Независимо от того, смогу ли я перенестись обратно или нет, надо было решать текущие проблемы и строить дальнейшие планы. Итак, что было известно:
Я находился в Крыму, вероятно зимой, так как трава была уже пожухлая. Для удобства я стал считать, что сейчас 28 ноября, как и в Москве. Температура днем была градусов 15, на солнышке было совсем тепло, но ночью, вероятно, может опускаться ближе к нулю. Одежда у меня зимняя, огонь есть, так что эта проблема не являлась проблемой как таковой. Хорошо, что Крым, а не Лапландия.
Пища. Судя по всему, племя не страдает от голода. Никого особо тощего я не заметил, значит умеют добывать и охотиться. Вряд ли я найду что-то, что можно пожевать, чего они не нашли за несколько тысяч лет, так что на эту тему можно не заморачиваться. А в статусе Бога я вправе рассчитывать на приоритетную кормежку. Так что не пропаду.
Общение. Они понимают язык, голова у туземцев соображает, значит можно их обучить как минимум базовым вещам. Это необходимо начинать в первую очередь, иначе не получится ничего остального. Меня считают чем-то священным. Вождь выполняет мои просьбы, а племя беспрекословно его слушается, значит можно выстроить систему делегирования. Пока сплошные плюсы. Теперь о минусах.
Если сейчас примерно декабрь, значит растительной пищи будет меньше, если вообще будет. Ни грибов, ни ягод, ни фруктов. Все будет зависеть только от удачной охоты, а это минус.
Я не знаю, какие есть дикие животные и есть ли другие племена поблизости. Какие с ними отношения, есть ли враги? Это риск.
То есть основная перспективка — жевать полгода сплошное мясо, мыться в холодной воде и усовершенствовать быт дикарей. В принципе, терпимо. Я не так давно посмотрел почти документальный фильм «Живые» про потерпевших авиакатастрофу в горах и проживших там кучу времени, пережевывая пилотов, и понимал, что моя ситуация не самая ужасная. Протянем, — улыбнулся я себе. Надо наметить план. Во-первых, подготовить себе ночлег. Во-вторых, начать обучение языку Тыкто, а еще лучше — и остальное племя. Ну и понять, что можно улучшить из быта. Идейки у меня кое какие уже были.
С такими мыслями мы подошли к лагерю. Около ручья, чуть ниже по течению, я увидел женщину, справлявшую большую нужду в воду. Увидев нас она вскочила, и убежала по направлению к пещере. Что ж, разумно. Вполне гигиенично, и бумага не нужна. Главное, чтобы выше по течению не обосновалось еще одно племя. (Кстати, эту тему старательно обходят во всех фильмах или книгах. Джеймс Бонд сутками бегает за бандитами, не пытаясь дойти до туалета, но я, коли вызвался писать все подробно, затрону все аспекты жизни дикарей. Чтобы закончить эту тему отмечу, что малую нужду племя справляет где придется, просто отбегая немного в сторону. Комплексов особо не заметил.)
Наше возвращение встретили радостно, и мужчины, оставшиеся в лагере тут же потащили показывать вождю детей, с красными ладонями, возбужденно показывая на остатки костра. Все понятно. Красные угольки отличная пища для детского любопытства. Я попытался взять ребенка за запястье, но он резко отшатнулся. Тыкто коротко прикрикнул, и ребенок остался стоять на месте, хотя остальные отошли от меня на пару шагов. Отведя мальчика к ручью я засунул его обожженную руку в холодную воду и подержал. Потом отпустил, убедившись что парнишке это помогает, и он не пытается удрать. Видя, что лицо ребенка приобрело довольное выражение, мужчины потащили остальных страдальцев к воде, включая несколько взрослых особей, и начали это нехитрое лечение. Еще одна монетка в копилку моей значимости, подумал я.
На большом плоском камне, видимо служившим столом, лежал ужин. Остатки какого-то животного, судя по копыту, типа косули. Видимо ее я и ел сегодня утром. Голубь, с десяток маленьких ящериц, пол дюжины корешков вроде хрена и довольно внушительная гора фисташек. Все стояли и смотрели на меня. Я выбрал голубя и взял несколько орехов. То, что здесь можно найти орешки, и сейчас, по видимому сезон, это отлично. Будет какая-то растительная пища. Корешки я пробовать пока не решился.
После того, как я выбрал пищу, к столу подошел вождь. Он разделил куски мяса между мужчинами и сев на землю все стали есть. После этого к столу подошли взрослые женщины, и забрали корешки, ящериц и немного орехов, отнеся их ближе к пещере. Женщины и дети ели там.
Я посчитал численность племени, которе четко делилось на мужскую часть и детско-женскую. Мужчин было 32 человека, 12 крепких воинов включая вождя. Вероятно, возраст от двадцати до тридцати пяти. Из школы я помнил, что до сорока мало кто доживал и это была старость. Два престарелых мужчины, один из которых сильно хромал. 10 человек молодых, видимо 14-20 лет. Это было заметно по небольшому количеству растительности на лице и теле. И восемь мальчиков 8-14 лет. Все они сидели около стола и ели те куски, которые им выдавал Тыкто.
Около пещеры сидело 25 женщин. В женском племени тоже была своя иерархия. Сильная женщина на вид около сорока лет, хотя возможно ей не было и 25, была что-то вроде женского вождя. Она приносил Тыкто еду для меня утром, она же раздавала еду сейчас. Пресекая вопрос — женщины были не симпатичные. Скорее это были изможденные трудом самки. С ними было около двадцати детей возраста от года до восьми лет.
То есть племя было более семидесяти человек.
Я выкопал небольшое углубление в земле и снова разжег костер. Затем, не тратя время на ощипывание, просто опалил голубя и зажарил его на углях. Мяса было мало, но червяка я заморил, плюс погрыз орешки на гарнир. Затем я отломал немного веток, и показал Тыкто, что мне надо еще. Несколько мужчин начали таскать мне палки самого разного размера, пока я не остановил их. После чего, я сдвинул костер из углубления в сторону, положил в него бревно, и несколько дров вокруг. В углубление я постелил шкуру, которую увидел и взял с молчаливого согласия в пещере. Теплая земля грела снизу, костер сбоку. Перспектива схватить воспаление легких в первую ночь меня совсем не прельщала. Застегнув пуховик я лег в свое ложе. Рядом смиренно сел Тыкто.
Племя разложилось в пещере. В глубине лежали женщины с детьми, затем молодняк, затем воины, и с краю — двое престарелых. Тогда я еще не понял глубинного смысла такого расклада. Все спали кучей, грея друг друга и накрывшись шкурами. Я лежал отдельно, с сидящим рядом персональным охранником. Интересно, он вторую ночь будет не спать?
Закрыв глаза я отрубился.
---
Утром я проснулся от холода. Тыкто в одной повязке по прежнему сидел там, где и вечером. Бревно в костре еле тлело, дрова вокруг прогорели. Племя уменьшилось на половину, видимо уйдя за пропитанием, остались только женщины с детьми и десяток воинов.
Я наломал мелких веточек и раздул костер. Надо научить их поддерживать огонь, подумал я. Постоянно использовать зажигалку — плохая идея. Затем, я начал таскать средние камни и выложил вокруг кострища круг. На втором камне, поняв, что я делаю, туземцы бросились мне помогать. Это похвально. После чего, я взял палку, и бросил в огонь. Взял вторую, показал ее Тыкто, и сказал: «палка». Для закрепления я показал на себя, произнес «гном», показав на вождя «Тыкто», и снова на палку. После чего, снова бросил ее в огонь. Третью палку я положил на землю, показав вождю. Он взял ее и попробовал сказать «палка». В принципе, получилось похоже. После этого он тоже бросил ее в огонь. Видя мое одобрение, он схватил еще дрова, и называя каждую деревяшку «палка» стал бросать их. В какой-то момент я пресек его энтузиазм возгласом «эй эй эй». Такими темпами, он бы спалил весь запас, набранный вчера, за 10 минут. Вождь остановился.
Я заставил их принести еще дров, и сложить в кучу. Затем, я попытался добиться того, чтобы дрова кидал не вождь, а кто-то другой из племени. На это ушло время. Вождь ревностно отнесся к тому, что великая честь кидать «палка» будет отдана кому-то еще. Сложно было объяснить, когда следует кидать дрова. Но мне показалось, что и это удалось.
Видя, что дров достаточно, я попросил еще фисташек (для этого я сохранил одну в кармане еще вчера), и пошел на разведку в сторону гор. Дружина пошла следом за мной, оставив хранителя огня подкладывать дровишки.
Взбираясь вверх я увидел паренька лет семи, кидавшего камни в птиц. У всех свои обязанности по охоте, подумал я. Птицы сидели высоко, и взмах рукой перед броском камня вспугивал их, так что пока добычи не было никакой. Надо сделать им лук. Вопрос, где взять веревку.
Мы поднимались по смешанному лесу, сменявшимся сосновым. Затем лес прекратился, и началось предгорье. Воздух заметно похолодал. Мы поднялись на самую высокую точку, в радиусе нескольких километров, и я огляделся. Не было никаких признаком цивилизации. Ни дыма от костра, ни следов самолета в небе, ни какого-то движения. Впрочем дым все-таки был. Он поднимался с нашей стоянки. Дрова не должны были давать столько дыма. Надо было возвращаться.
— Хэв, — показал я рукой на дым. — Идем хэв.
Спускаясь с вершины я заметил горных козлов. Они ловко скакали по камням, удирая завидев нас. Неплохо было бы их поймать и приручить. Запишу себе в to-do лист.
— Козел, — показал я на них Тыкто.
— Козл, — повторил он.
Надо не терять времени и учить их языку. Пока мы шли вниз — были выучены слова «камень», «лист», «орех», понятия «маленький» и «большой», показанные на примере камней. Слово «глаз», который стал синонимом «видеть». То есть «Гном глаз тыкто», «гном глаз камень». Туземцы оказались способными. Я видел, как остальные воины шевелили губами, повторяя, но не решаясь произносить.
Подойдя к лагерю я понял, что оправдались мои худшие опасения. Все дрова были сожжены, костер завален листьями и сильно дымил. Хранитель очага видимо надышался дымом и набрал его в глаза, поэтому сторонился кострища. Я подошел, и распинал листья. После чего, взяв палку, собрал в кучу угли и дрова, привел костер в нормальное состояние.
— Палка — да, — показал я всем и бросил ее.
— Лист — нет!
Видно было, что Тыкто втыкает что к чему.
— Огонь! — показал я.
— Огонь мало — палка — да!
— Огонь много — палка — нет!
Прошел первый урок пожарной безопасности. А хранитель получил солидную зуботычину от вождя.
Племя начало возвращаться с охоты. В этот раз птиц было много, целых пять. Другого мяса не было. Фисташек принесли килограмма три. Видимо вождь сказал, что они мне понравились. Я занялся готовкой ужина. По старой схеме, я разжег костер в своем углублении, и пожарил голубей. Одного съел сам, остальных отдал вождю. Наученные опытом, голубей туземцы сначала обдули, затем съели. Женщины и дети слопали своих ящериц. Судя по тому, что ели они мало, основное питание проходило в течение дня. Найдя какого-то жука, ребенок съедал его, принося домой что-то крупное. Ужин был по сути для домашних и воинов. Темнело рано и племя, поев, стало готовиться ко сну.
Вторая ночь прошла куда менее спокойно. Меня разбудил дождь. Расположившись под открытым небом я не подумал об осадках. В пещеру я не стал перебираться, чтобы не разрушать стереотип своей избранности, поэтому оставалось только подкидывать дрова в костер и греться около него, промокнув до нитки. Утром я сушил вещи на палках около костра и твердо принял решение, что мне нужен дом с крышей.
Дом — это было громко сказано. Мы натащили несколько крупных камней, из которых я сделал пару стен, высотой около метра, прислонив их к стене около пещеры. Щели я замазал глиной, которую нашел повыше по течению. Крышу — сделал из веток, также смазав их глиной. Получилось такое спальное место. Костер я развел рядом со стеной, таким образом камни нагревались, и отапливали жилище изнутри. Проблема ветра и дождя была устранена. Но надо было решить еще один вопрос, гастрономический. На следующий день я наметил поход к морю.
Наступил третий день моего пребывания здесь. Проснувшись, я взял из пещеры еще одну шкуру и, перекинув, через плечо, пошагал в сторону моря.
В общем — вот это место.
лучше не лук, а пращу, — просто длинный ремень из шкуры любого копытного. Эффективность выше, с учетом недостатка хороших стрел и наличия гальки.
С веревками беда, но если очень понадобится — то тоже ремень из шкуры, только потоньше приерно 1 см, подвешивается в тенечке с грузиком, через пару деньков — на тетиву или так по хозяйству в качестве жгута...
птичек и рыбок можно запекать в глине не чистя, перо/чешуя прилипает. Там в те времена еще черепашков должно было быть порядком, может супчик? :))
Идеи развития можно в личку, кстати. Схема, конечно, есть, но могу что-то упускать важное…
Без Седого и прочей современной лабуды скучно как-то...)))
Надо чередовать!
Всё равно читать буду… Интересно)))
Просто высказал своё мнение ;)
Апдейт. Все-таки видимо она. Только скала, а не утес. yandex.ru/images/search?text=%D1%88%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BC&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-2114-wh-1013-pd-0.8999999761581421-wp-16x9_1680x945
Или купить у аборигенов остров за несколько баксов и пару шкурок, как некогда был куплен Манхетен.
Чтоб было веселее в свой век возвращаться. Интересно помыслить в этом направлении.