Илон Маск на инвестиционном форуме США–Саудовская Аравия в Вашингтоне сделал смелый прогноз: по его мнению, в течение 10–20 лет развитие искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники может кардинально изменить общественную модель — работа станет «необязательной», а деньги могут перестать играть ключевую роль.
«Хорошая новость» в том, что России это похоже не грозит. И вот 5 причин:
1) Низкая производительность труда
Производительность труда в России остаётся значительно ниже уровня развитых экономик (например, в США или странах ОЭСР). Это означает, что российские предприятия и сотрудники в среднем производят меньше стоимости на единицу рабочего времени, что препятствует быстрой адаптации к автоматизированной экономике, основанной на высокотехнологичных производствах и масштабных ИИ-решениях.
2) Отсутствие критической массы технологических инвестиций
Доля инвестиций в НИОКР и технологическое оборудование в России остаётся низкой по сравнению с ведущими странами. Это ограничивает развитие собственных ИИ-платформ и робототехники, а также препятствует созданию экосистемы инноваций, способной конкурировать глобально.
3) Структурная зависимость от ресурсов
Экономика России всё ещё значительная часть ВВП получает от добычи и экспорта сырья (нефть, газ, металлы), а не от высокотехнологичного производства. Такая структура делает экономику менее чувствительной к революционным изменениям в сфере автоматизации, поскольку большинство добавленной стоимости создаётся не в высокотехнологичных, а в сырьевых отраслях.
4) Ограниченный приток внешних инновационных капиталов
Приток прямых иностранных инвестиций и трансфер современных технологий замедлен по многим причинам (санкции, политические риски), что снижает капиталоёмкость технологических стартапов и компаний. Это ограничивает потенциал быстрого роста технологического сектора внутри страны.
5) Недостаток широкого рынка высококвалифицированных рабочих
Автоматизация и развитие ИИ-экономики требуют большого числа специалистов в IT, инженерии, машинном обучении и смежных профессиях. Количество таких специалистов в России есть, но для перехода к революционной ИИ-экономике этого может оказаться недостаточно без масштабной трансформации образовательной системы и перераспределения ресурсов.
Короче говоря, Россия в течении 20 лет рискует все также оставаться сырьевым гигантом, который обеспечит базу для развития робототехники и ИИ других стран. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее востребованные отрасли все также останутся в Энергетике и Сырье, такие как GAZP, ROSN, LKOH, NVTK, SNGS, PLZL, GMKN.
Ну, так я думал. А может и не ошибался?
А нашему «бессменнейшему» руководству останется лишь выплачивать нам Безусловный Базовый Доход — пенсию по праву рождения.
А вот при апокалиптическом сценарии нас продолжат массово «обнулять», как это происходит сейчас, в различного рода и вида войнах, в том числе с Китаем, который решит вернуть себе свои «северные временно оккупированные территории Сибири и ДВ».