Глава Ростеха Сергей Чемезов сегодня заявил о том, что АвтоВАЗ завершит 2025 год с прибылью. По его словам, компания прошла год в сложных условиях, прежде всего из-за жесткой конкуренции с китайскими автопроизводителями, которые активно субсидируются государством и потому выигрывают по цене. Гендиректор автоконцерна Максим Соколов ранее подтверждал, что предприятие рассчитывает отработать без убытка четвертый год подряд.
История последних лет для АвтоВАЗа была неровной. После шока 2022 года и разрыва прежних производственных и логистических цепочек компания несколько лет работала в режиме жесткой экономии и фактической стабилизации. Несколько раз переводила сотрудников на четырехдневную рабочую неделю и отправляла в неоплачиваемый отпуск. Финансовая отчетность при этом не раскрывалась, но ключевой задачей было удержать производство, занятость и модельный ряд. Давление на маржу оказывали рост себестоимости, необходимость импортозамещения компонентов и сдерживание цен на фоне слабого спроса.
Прибыль в 2025 году стала возможной за счет восстановления объемов выпуска и продаж, постепенной локализации комплектующих и более предсказуемой логистики. Дополнительную поддержку дал рынок. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России за 11 месяцев 2025 года вырос более, чем на 10% год к году, что улучшило загрузку мощностей. Важным фактором стало и сохранение спроса в бюджетном сегменте, где позиции АвтоВАЗа остаются сильными, несмотря на экспансию китайских брендов.
В 2026 году компания рассчитывает инвестировать около 42 млрд руб., что указывает на ставку на обновление модельного ряда и дальнейшую локализацию производства компонентов. Рентабельность, вероятно, останется умеренной из-за ценовой конкуренции и давления со стороны импорта, но базовый сценарий предполагает сохранение положительного финансового результата. При стабильном внутреннем спросе и отсутствии новых шоков АвтоВАЗ в следующем году может удержаться в зоне прибыли, хотя ее рост будет ограниченным.