
Российские металлурги завершают год относительно неплохо на фоне прочих отраслей. Несмотря на санкционное давление и усложнение логистики компании сумели нарастить экспорт. Перспективы сектора во многом будут зависеть от динамики мирового рынка и государственной поддержки, а также — от дивидендов и уровня ставки. Станет ли 2026 год успешным для металлургов?
Металлурги на распутье
Индекс металлов и добычи (MOEXMM), рассчитываемый Московской биржей, завершает год с не самым худшим результатом — с января потери составили 2,82%. Лучше в десятке отраслевых индикаторов только электроэнергетики (+2,15%), телеком (-1,65%) и ритейл (-1,96%).
В базу расчета MOEXMM включены 15 эмитентов, причем наибольшее влияние на его динамику оказывают пять компаний — «Норникель» (15,88%), «Полюс» (14,48%), «Северсталь» (13,38%), НЛМК (11,79%) и «Русал» (11,44%), их совокупный вес около 67%. Остальные 10 бумаг из базы расчета имеют значительно меньшие веса и оказывают ограниченное влияние на общую траекторию индекса. В этом году акции золотодобытчиков росли вслед за котировками золота, которое буквально на днях превысило $4500 за тройскую унцию на фоне перетока капитала в активы ‒ «убежища». А сталевары — упали на фоне охлаждения спроса на металлопродукцию в строительстве, автопроме и других ключевых отраслях внутреннего рынка.
В 2025 году выплавка стали в России снизится на 5% (г/г) — до 67 млн т., сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью «Ведомостям». По оценке World Steel Association (WSA), производство стали в России снизилось в январе-ноябре на 5% — до 61,8 млн т., причем за ноябрь — на 6,6% до 5,2 млн т.
Вместе с тем, впервые с момента введения западных санкций российские металлурги зафиксировали существенный рост экспорта — на 20% по сравнению с прошлым годом, что позволило отчасти компенсировать падение внутреннего спроса. Однако с точки зрения инвестора важен не только рост экспорта, но и рентабельность сектора, которая остается под давлением из-за логистических дисконтов и высокой стоимости кредита. Кроме того, металлурги не получили отсрочку по уплате акциза на сталь после 1 декабря.
При этом в мире, по данным WSA, производство стали также снизилось — в ноябре на 4,6% (г/г) до 140,1 млн т. сырой стали, а за 11 месяцев — на 2% до 1662,2 млн т. Основным фактором сокращения стал спад производства в Азии и Океании (-7,1% в ноябре), где Китай снизил выпуск на 10,9% до 69,9 млн т. Положительную динамику зафиксировали Индия (+10,8% в ноябре, 13,7 млн т.), США (+8,5%, 6,8 млн т.), Турция (+10%, 3,3 млн т.), Иран (+9,2%, 3,4 млн т.), а также страны Африки и Ближнего Востока. В целом снижение выпуска стали в Китае компенсировалось ростом в других регионах, но глобальные объемы остаются под давлением слабеющего спроса и усиливающейся конкуренции.
По мнению Алексея Калачева, аналитика ФГ «Финам», перелом во внутреннем спросе возможен при снижении ключевой ставки Банка России, а ускорение восстановления — в случае мирного урегулирования вокруг Украины и активизации инфраструктурных проектов. Пока же цены на металлопродукцию и внутреннее потребление остаются под давлением.
В 2026 году российские металлурги могут получить поддержку со стороны крупных инфраструктурных проектов, например, строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом, а также из-за роста потребностей нефтегазового комплекса и автопрома благодаря продолжающейся локализации производства.
Металлурги вне дивидендного «топа»
С точки зрения инвестора, для металлургов ключевым фактором является не только объем выплавки, но и стоимость обслуживания долга. Напомним, в этом году ключевая ставка оставалась высокой — 21-16%. Компании с «кубышкой», например, «Северсталь», чувствуют себя лучше тех, у кого высокая долговая нагрузка, как, например, у «Мечела» или ТМК.
Инвесторам также важен статус дивидендных выплат. Если сталевары сокращают выплаты из-за падения внутреннего спроса, это неизбежно снижает привлекательность их акций, даже если экспорт растет. Однако в 2025 году ни «Северсталь», ни НЛМК, ни ММК дивиденды не объявляли — на фоне слабых результатов в условиях кризиса в отрасли это разумное решение, но инвестиционную привлекательность это не улучшает. По этому показателю металлурги в топ-акций не входят.
«Несмотря на сложную текущую ситуацию, компании не убыточны. Они сохраняют финансовую устойчивость, поддерживают долговую нагрузку на минимальном уровне и инвестируют в развитие. Воспользовавшись спадом спроса, они провели необходимые капитальные ремонты и модернизацию основного оборудования, расширили производственные возможности и готовы наращивать выпуск продукции по мере восстановления спроса», —комментирует Алексей Калачев.
По его мнению, снижение ключевой ставки до 12% и ниже запустит механизм восстановления инвестиционной активности в строительстве и машиностроении. Это может стать драйвером роста акций сталеваров примерно в полтора раза. В случае роста инвестиций в инфраструктуру акции металлургов имеют потенциал кратного роста. «Не факт, что это произойдет уже в 2026 году, так как ожидаемые события имеют свойство смещаться по времени. Но в долгосрочном плане акции сталеваров имеют существенный потенциал для восстановительного роста», — отмечает Калачев.
✅ Подписывайтесь на телеграм-канал Финам Инвестиции и Торговые сигналы