По данным пресс-службы ПАО КАМАЗ, за январь-октябрь 2025 года продажи новых грузовиков массой более 14 тонн в России упали на 54% к аналогичному периоду прошлого года. В компании заявляют, что его собственные продажи снизились лишь на 15% год к году, и доля на рынке выросла до 32%, с 17% годом ранее.
В сегменте магистральных тягачей (падение рынка на 71%) доля компании увеличилась до 18%. По данным агентства Автостат, рынок тяжёлых грузовиков (более 16 т) за десять месяцев сократился на 57% г/г, до 37,9 тыс. единиц, при этом КАМАЗ удерживает лидерство с долей около 29,5%.
Сокращение рынка тяжёлых грузовиков объясняется слабостью инвестиционной активности в транспортной и инфраструктурной сферах, ужесточением условий кредитования и высоким уровнем ключевой ставки ЦБ РФ. КАМАЗ сам отмечает, что падение рынка грузовиков почти на 60% г/г стало серьёзным фактором. Ухудшению условий способствовало и снижение инфраструктурных закупок, замедление обновления автопарка и общий спад деловой активности.
Рост доли КАМАЗ говорит, что компания выдерживает конкурентную нагрузку лучше, чем многие игроки, и возможно выигрывает от ухода слабых конкурентов или сокращения импорта.
Из отчётности по МСФО за первое полугодие 2025 года видно, что выручка группы упала на 17,9% г/г, до 153,94 млрд рублей, а чистый убыток составил 30,9 млрд рублей. Если предположить, что падение объёмов продаж новых тяжёлых грузовиков на 54% г/г распространится на весь год, то выручка КАМАЗ может сократиться к концу 2025 года примерно на 25-30% от уровня 2024 года. Учитывая, что снижение продаж началось ещё раньше и усилилось, реалистичным считаю диапазон выручки 260-280 млрд рублей за 2025 год.
При этом ущерб прибыльности будет значительным, так как маржа будет под давлением, фиксированные затраты и сервисное обслуживание останутся, а себестоимость снизится слабее благодаря меньшим объёмам. Сильное падение продаж приведёт к давлению на цены, возможно к отсрочке закупок клиентами, росту долга у дилеров, ухудшению ситуации с ликвидностью в сегменте. Для КАМАЗа это означает меньшую загрузку производства, рост удельных затрат, риск ухудшения денежного потока. Однако рост рыночной доли станции производителя даёт ему конкурентное преимущество при выходе стагнации рынка.
Инвестиции в акции КАМАЗ мы оцениваем с осторожностью. С одной стороны, компания сохраняет лидерство на рынке, увеличивает долю и может выиграть в фазе восстановления, но с другой стороны, фундаментальная база ослаблена на фоне значительного убытка в первом полугодии и падении выручки.
Инвесторам следует рассматривать бумаги как рискованный “выжидательный” актив, но не как уверенный ростовой инструмент. Вероятно, целесообразно ждать стабилизации рынка грузовиков или подтверждения восстановления (например, что падение сменяется ростом) прежде, чем наращивать длинные позиции.
Мы бы порекомендовали нейтральную позицию. Например, можно рассмотреть ограниченную долю с фиксированным стоп-лоссом, либо рассматривать длинную позицию с горизонтом 12 месяцев уже при сценарии улучшения рыночных условий.
Падение на 54% рынка тяжёлых грузовиков создаёт серьёзный удар по КАМАЗ, но компания выдерживает давление лучше конкурентов. При прогнозном снижении выручки примерно до 260-280 млрд рублей в 2025 году риск остается высоким, но потенциальный рост доли и выход рынка из спада в будущем дают шанс. Поэтому пока что инвестировать агрессивно не стоит, но при признаках восстановления ситуация может измениться.