Чтобы понять глубинные причины, по которым в России исторически не поощрялась частная инициатива, полезно последовательно сравнить ключевые установки, сформированные протестантской этикой, с теми, что укоренились в российском культурном коде.
1. Исходная точка: Отношение к Миру
Протестантская этика: Мир видится как «арена для действия», данная Богом для преобразования через упорный труд. Задача верующего — активно трудиться во «славу Божью» в своей профессии.
Российская традиция: Мир часто воспринимался как «место искушений и страданий», юдоль скорби. Акцент делался не на рациональном преобразовании мира, а на «спасении души», что часто предполагало уход от мирской суеты или терпеливое несение своего креста.
2. Основа деятельности: Концепция Труда
Протестантская этика: Труд — это «призвание» (Beruf). Это религиозный долг и форма служения Богу. Успех в профессиональной деятельности рассматривается как возможное свидетельство Божьей благодати.
Российская традиция: Труд — это прежде всего «тяжелая необходимость», «бремя» или «послушание». Безусловно, трудолюбие как качество ценилось, но сама трудовая деятельность редко осмысливалась как высшее призвание или личная миссия.
3. Цель и отношение к Богатству
Протестантская этика: Цель — аскетическое накопление. Заработанное богатство не для роскоши, а для реинвестирования и умножения. Накопление капитала — добродетель, а расточительность — грех.
Российская традиция: Отношение к богатству амбивалентное и подозрительное. С одной стороны, оно желаемо, но с другой — часто связывается с грехом «сребролюбия». В почете были нестяжание, щедрость и милостыня. Культурный архетип — не успешный предприниматель, а юродивый или святой, отказавшийся от благ.
4. Социальная структура: Индивид против Общины
Протестантская этика: Акцент на индивидуальной ответственности перед Богом. Личный успех — это личная заслуга и знак избранности. Это поощряет личную инициативу и самостоятельность.
Российская традиция: Доминирование идеи соборности и общинности. Ценность коллектива («мира») выше ценности отдельной личности. Выделяться личным успехом («высовываться») считалось опасным и осуждалось. Это создавало мощный социальный механизм подавления инициативы.
5. Отношения с Властью и Источником Успеха
Протестантская этика: Успех зависит от личного трудолюбия, божественного благословения и деловой репутации. Ключевое значение имеют горизонтальные связи — договор и доверие между партнерами.
Российская традиция: Успех исторически зависел от близости к вертикали власти (государю, государству). Сильны были патерналистские ожидания — что «начальство должно решить» проблемы. Доверие к горизонтальным связям (между незнакомцами, партнерами по контракту) традиционно низкое.
6. Временная перспектива и Планирование
Протестантская этика: Долгосрочное планирование и расчет. Рациональный взгляд в будущее, отложенное вознаграждение, терпеливое накопление — все это следствие идеи о том, что жизнь должна быть упорядочена и просчитана.
Российская традиция: Ориентация на краткосрочную перспективу и упование на «авось». Это было во многом обусловлено исторической нестабильностью, непредсказуемостью власти и отсутствием гарантий частной собственности. Зачем строить долгосрочные планы, если завтра все может отнять государство?
Итоговый исторический результат:
В протестантской культуре сложился мощный класс независимых предпринимателей, которые видели в своем деле миссию, а капитал рассматривали как инструмент для развития.
В российской традиции сформировалась устойчивая патерналистская модель: государство — «хозяин», распределяющий блага, а подданные — те, чья инициатива либо подавляется, либо направляется в русло, угодное власти. Предпринимательская энергия уходила либо в тень, либо на обслуживание государственных нужд, но почти никогда не становилась основой для независимого гражданского класса.
Это сравнение помогает понять, что проблема не в том, что русские люди «ленивы» или «непредприимчивы». Напротив, в условиях таких системных ограничений их изобретательность и выживаемость поразительны. Проблема в исторически сложившейся культурной и институциональной среде, которая веками не поощряла, а часто и карала за самостоятельную экономическую инициативу… ВОТЪ так… уловили смысл?!.. Я повторюсь на всякий случай: западная протестантская трудовая этика, живущая в головах людей, ТАМ, гласит что труд в принципе сам по себе угоден господу богу… любой труд благ, накопление богатства это свидетельство того что сам господь благоволит данному предпринимателю/фирме… Более того!!! Накопление материальных благ есть САМОЦЕЛЬ и есть благо! Аскетичное накопление богатства которое ты не сможешь потратить при всём желании за свою жизнь рассматривается КАК БЛАГО и как ДОЛЖНОЕ… Примеры?!!! Посмотрите на Джорджа Сороса или Билла Гейтса.... В России исторически с её культурой и ментальностью поощрялась ценность общины как догма, «соборность»… Индивидуализм и предпринимательство всегда осуждались в нашей культуре… Сам ТРУД РАСЦЕНИВАЛСЯ как ТЯЖКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, а не как благо… и более того накопление богатства само по себе в христианской трудовой этике осуждалось.... УЛОВИЛИ РАЗНИЦУ ?!?! Разницу ментальностей ?!.. Вот именно это, эта разница мешает процветанию российского общества… отсюда вывод который следует… Для того чтобы в России успешно развивалось предпринимательство, фондовый рынок и прочее, нужно менять христианскую трудовую этику доминирующую в обществе на западную протестантского толка по Максу Веберу… Именно повсеместное внедрение Западной трудовой этики по Максу Веберу, принесло бы максимум пользы для России я думаю… А что об этом думаете вы?! Пишите комментарии, ставьте ЛАЙКИ!) Подписывайтесь на мой блог! Всем всех благ! Полянка где обитает ЗаяЦЪ: t.me/+mFkBR433aq5kYmIy ... 
у нас уклад другой
коллектив
общество
поэтому советы и большевизм лег легко на нашу почву
а траблы с развитием экономики Сталин решал с помощью образования и артелей…
если бы мы были протестантами(единоличниками)-мир никогда бы не увидел чудо СССР....
единоличники нужны и тут-это как прививка...
но 85-90% общества ничем не изменить
300 лет романовых-доказательство…