«Недвижимость всегда растет», «Автомобиль — выгодное вложение», «Рубль всегда падает».
Всё это примеры нарративов (историй), которые люди принимают на чистую веру. Нобелевский лауреат по экономике Роберт Шиллер в книге «Нарративная экономика» утверждает, что на экономические события влияют вирусные истории. Собственно, за это открытие он и получил Нобелевскую премию.
После понимания одной этой идеи книгу можно закрыть и дальше не читать. Написано много, сложно, одна мысль на сотни страниц.
Мысли, как вирусы, поражают сознание абонента. Тот же биткоин — нарратив чистой воды. Есть вера в него — есть стоимость.
Идея, заложенная в книге, глубока. Нам целенаправленно морочат головы владельцы СМИ, создавая определенные нарративы (истории), которые двигают поведение масс. Одурачивают и окучивают их. Прозрение приходит только на мгновения, когда вдруг курс доллара почему-то падает, а бетон не продолжает расти до небес. Закрадывается подозрение, что тут что-то не так…
Нужно научиться думать самому и подвергать сомнению тот поток историй, который целенаправленно льется на нас. Вот, например, нарратив, что высокие цены на нефть и высокий курс доллара хороши для экспортеров в России и, следовательно, для нас, как жителей. Но разве нам с вами не выгодна, наоборот, дешевая валюта? Это же проще летать за рубеж, дешевле покупать электронику, автомобили. Ну разве не так? Зачем же нам выдают черное за белое? Мы же с вами не экспортеры. Или низкие цены на нефть. Это значит дешевле авиабилеты, дешевле продукция, которая производится благодаря нефти...
Скажите, а кто придумал эту идею: крутить на радио курсы доллара и евро? На кой черт это делается? Разве это не заговор против рубля? Вы можете себе представить США или Европу, где по местным радиостанциям объявляют курсы их валют к рублю? Или эти табло с курсами валют на улицах. Зачем? Затем, что это нарратив, внушение. Пятая колонна.
В принципе, сейчас уже любая новостная информация — это скрытая реклама. Завуалированные внушения. В идеале — это разгон паники, чтобы люди побежали в магазины электроники скупать телевизоры или стиральные машины на падающем рубле или брали ипотеки на 30 лет на пике цен, потому что цены только растут и растут.
Противостоять этому можно только самостоятельными рассуждениями. Мышлением. Здравым смыслом.
Не скажу, что рекомендую к прочтению книгу Роберта Шиллера «Нарративная экономика», но она объясняет многое в мире экономики.
Владимир Никонов
Психологи на b17.ru