Hock
Hock личный блог
05 февраля 2025, 19:09

Почему я НИКОГДА не куплю и не буду рассматривать покупку акций компаний из IT сектора.

Сейчас модно стало инвестировать в компании IT сектора — у нас как грибы растут всякие позитивы, арендаты, астродиасофты и прочее. Регулярно названивают финансовые консультатны с непрошеными советами купить акции как уже торгующихся, так и вновь создающихся IT компаний. Обещают огромные прибыли и, иногда, дивиденды.
     Несмотря на всё это, лично я, хотя и являюсь дилетантом на фондовом (да и на любом другом) рынке, никогда акции таких компаний не покупал и не куплю. Почему? Объясняю.
     Однажды в юности один мой знакомый, учившийся на экономиста, рассказал мне, что существует два метода оценки действующего бизнеса — доходный и затратны. Доходный — это когда мы оцениваем и покупаем предполагаемые доходы, которые (как мы думаем) нам принесёт компания. Затратный — это когда мы оцениваем и платим за те расходы, которые нам надо будет понести при создании такого бизнеса. Ну а реальная цена компании должна лежать где-то посередине этих наших оценок. Ну и естественно, следует избегать крайностей — не стоит покупать компанию, сколько бы денег не было потрачено на её создание, если она, по нашим оценкам, никогда не будет приносить нам дохода. И, также, не стоит покупать компанию, какой бы доход она ни приносила, если создать такую же ничего не стоит.
     И вот смотрю я, допустим, на какой-нибудь завод. Создать его, построить такой же стоит кучу денег. Если по какой-то причине совладелец этого завода хочет его продать — я с удовольствием рассмотрю это предложение. Но когда я смотрю на IT компанию — сколько стоит создать такую же? Какие затраты придётся понести?