master1
master1 личный блог
07 января 2025, 13:22

серьёзный конкурент Google — это не Microsoft. Это стартап Perplexity AI. Маркетологи будут конкурировать за внимание алгоритмов, а не людей.

Самый серьёзный конкурент Google — это не Microsoft. Это стартап.
Благодаря стратегической дипломатии основатель Perplexity AI стал серьёзным конкурентом в сфере поиска.

7 января 2025 г. в 08:00 по Гринвичу +3
Автор: Парми Олсон
Парми Олсон — обозреватель Bloomberg Opinion, пишущая о технологиях. Бывший репортёр Wall Street Journal и Forbes, она является автором книги «Превосходство: ИИ, ChatGPT и гонка, которая изменит мир».



Аравинд Шринивас, соучредитель и генеральный директор Perplexity.
Аравинд Шринивас, соучредитель и генеральный директор Perplexity.Фотограф: Дэвид Пол Моррис/Bloomberg


Бум в сфере ИИ, наблюдавшийся в последние два года, в значительной степени был гонкой двух лидеров. Google от Alphabet Inc. и OpenAI, финансируемый Microsoft Corp., боролись за клиентов, в то время как Amazon.com Inc. и Meta Platforms Inc. отвоевывали долю рынка. В целом, этот бум укрепил позиции шести крупнейших технологических компаний, увеличив их рыночную стоимость на 8 триллионов долларов с момента запуска ChatGPT два года назад. Но по крайней мере одна новая компания стала аутсайдером, способным бросить вызов их олигополии.

По словам пресс-секретаря, более 15 миллионов человек регулярно пользуются Perplexity AI, «системой ответов», которая конкурирует с поисковым и рекламным бизнесом Google. В течение 2024 года стоимость веб-сайта и приложения выросла с 1 миллиарда долларов в начале года до 9 миллиардов долларов в декабре, когда компания закрыла раунд финансирования в размере 500 миллионов долларов. Его основатель, Аравинд Шринивас, — непревзойденный переговорщик, который глубоко интегрировался в сеть Кремниевой долины, сглаживая противоречия с конкурентами и критиками.

Противостояние с Google всегда казалось самоубийственной миссией. Около 90% поисковых запросов по всему миру выполняются на его сайте. Bing от Microsoft, после того как два года назад в него был встроен ChatGPT, едва ли повлиял на долю рынка Google, которая составляет всего 4%. Использование Yahoo сократилось. А помните Ask Jeeves? Многообещающий стартап в сфере искусственного интеллекта под названием Neeva, которым руководил бывший руководитель отдела рекламы Google, закрылся в 2023 году после четырёх лет попыток конкурировать с Google.

Но Perplexity привлекла гораздо больше денег, чем Neeva, — 913 миллионов долларов по сравнению с 77 миллионами долларов, согласно Pitchbook, — и её понятные, исчерпывающие ответы привлекают пользователей, разочарованных результатами Google, перегруженными рекламой, судя по публикациям о приложении в Twitter, Reddit и других социальных сетях, а также по рассказам пользователей, которые я слышал. Сейчас оно зарабатывает на подписках по 20 долларов в месяц, принося 30 миллионов долларов годового дохода в течение года. Шринивас также переходит в основной бизнес Google — рекламу.

Он уверен, что многие из этих информационных запросов приведут к принятию решения о покупке, например, о пользе рыбьего жира или о том, какие телевизоры лучше устанавливать дома. “Почти 80% поисковых запросов Google не подлежат монетизации”, — сказал он мне. “Самое главное, что люди заходят на ваш сайт, чтобы задавать всевозможные вопросы. Если вы продолжаете наращивать вершину воронки, все конверсии, даже если они невелики, будут продолжать расти ”. Другими словами, даже если большинство поисковых запросов в Google не приносят прямого дохода от рекламы, они всё равно важны для сохранения его позиций в качестве основной поисковой системы. Люди будут возвращаться к коммерческим запросам о товарах и услугах — и видеть рекламу, — если они уже достаточно доверяют Google в вопросах погоды, фактов и общих знаний. Он делает ставку на то, что то же самое произойдёт с Perplexity.

Шринивас также считает, что в будущем онлайн-реклама будет ориентирована на ИИ-агентов, которым поручено бронировать билеты на поезд или искать подходящую пару кроссовок в интернете. Это может привести к изменению рекламной экономики, поскольку маркетологи будут конкурировать за внимание алгоритмов, а не людей.

Публично Шринивас не позиционирует ничего из этого как угрозу для своего главного конкурента. «Для нас и Google это не игра с нулевой суммой», — говорит он, прежде чем отметить, что «информационная составляющая Google будет снижаться». Если люди продолжат пользоваться Google, то только для того, чтобы ориентироваться в интернете. Уже сейчас около трети поисковых запросов Google — это просто названия других сайтов, таких как «TikTok» или «Facebook». С таких запросов можно получать много денег от рекламы, но это означает неблагодарное будущее для компании, основанной для «организации мировой информации».

Дипломатический подход Шриниваса выходит за рамки риторики. Поработав в OpenAI и Google, он наладил впечатляющие связи в Кремниевой долине. Илон Маск посетил его компанию в первые дни и выразил восхищение тем, что Шринивас не нанимает много сотрудников (по словам пресс-секретаря, сегодня в Perplexity 147 сотрудников. В Neeva, когда она закрылась, было 74 сотрудника, согласно Pitchbook). Он привлек инвесторов, включая основателя Amazon.com Джеффа Безоса, ведущего специалиста по искусственному интеллекту Янна Лекуна и легендарного инженера Google Джеффа Дина. Бывший главный исполнительный директор GitHub и инвестор в искусственный интеллект Нат Фридман выделил Perplexity $ 380 000 в виде облачных кредитов Microsoft Azure через свой фонд искусственного интеллекта, что оказалось крайне важным в условиях нехватки доступа к чипам искусственного интеллекта.


Когда в 2024 году такие издатели, как Forbes, выразили обеспокоенность по поводу атрибуции контента, Шринивас в ответ сделал авторские пометки более заметными и наладил партнёрские отношения с более чем десятком крупных изданий, таких как Time, Fortune и, недавно, The Independent и Los Angeles Times. Это произошло, несмотря на судебные иски от Dow Jones и The New York Post, а также предупреждение от The New York Times.

В 2024 году запуск стартапа в сфере ИИ обычно заканчивался поглощением технологическим гигантом. В прошлом году три самые многообещающие новые компании в сфере ИИ в Кремниевой долине были поглощены более крупными компаниями: команда Inflection AI присоединилась к Microsoft, руководители Adept перешли в Amazon, а соучредители Character AI присоединились к Google.

Но у Шриниваса больше шансов, чем у большинства, сохранить независимость, и его самым большим преимуществом может быть понимание политической экономики Кремниевой долины. Будучи бывшим стажёром, работавшим с создателями архитектуры трансформера в Google Brain, он понимает как технические основы современного ИИ, так и сложную сеть взаимоотношений в отрасли. Его способность поддерживать дружеские отношения с конкурентами, одновременно сглаживая напряжённость в отношениях с издателями, говорит о том, что он знает, как справиться с долгосрочной задачей — соперничеством с технологическим гигантом. Поисковый бизнес Google не рухнет в одночасье, но в лице Шриниваса индустрия наконец-то получила надёжного аутсайдера, который может изменить то, как мы находим информацию в интернете.


www.bloomberg.com/opinion/articles/2025-01-07/google-s-most-serious-rival-isn-t-microsoft-but-startup-perplexity
1 Комментарий
  • deke
    07 января 2025, 13:40
    Заказная джинса. Стартап, который использует ChatGPT для своей работы, возомнил себя новым Гуглом.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн