Откуда банки берут деньги на выплаты по депозитам в условиях рекордной доходности?
Наверное, самый популярный вопрос, который даже задавали на пресс-конференции ЦБ.
На счетах населения (53 трлн руб, из которых 36.5 трлн на срочных депозитах) и нефинансовых компаний (34 трлн, из которых почти 19 трлн на срочных депозитах) огромный объем рублевых депозитов.
Ставки по депозитам рекордные, несмотря на текущее аномальное (https://t.me/spydell_finance/6776) смягчение ДКУ, что может отразиться на будущих ставках в перспективе 1-2 месяцев.
Депозиты с течением времени рефинансируются по более высоким ставкам, поэтому банки стабильно cвыше 10 трлн должны отгружать процентов по рублевым депозитам.
Происходит начисление процентов каждый месяц или в конце срока, денег стало больше, и соответственно денежная масса должна увеличиться? Чисто технически (на бумаге) – да, но проценты по депозитам не создают новых денег и НЕ влияют на денежную массу.
Выплаты по депозитам перераспределяют уже созданные, имеющиеся деньги в банковской системе. Появление новых денег в балансе вкладчика (за счёт процентов) – это переток средств внутри банковской системы, а не новое создание денег и это важнейшее замечание.
Если банк не выдаёт новые кредиты, то он не запускает механизм мультипликативного увеличения денег, а лишь перераспределяет существующие.
В нормальных условиях банки платят проценты по вкладам из процентной маржи (разницы между доходом от кредитов и расходами на депозиты), но бывают и исключения.
Когда банк начисляет проценты по вкладам – он это делает из собственных средств, полученных от кредитной активности, от операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, комиссионными доходами или из собственного капитала.
Если банковские доходы падают и не покрывают обязательства по процентам по вкладам, банк начинает испытывать проблемы: убытки, сокращение капитала, что в долгосрочной перспективе может привести к потере ликвидности и, в худшем случае, к банкротству.
Если реализуется кассовый разрыв, какие варианты для банка?
1) Операции межбанковского кредитования, которые на практике практически не работают в условиях кризиса доверия, когда контрагенты видят проблемный банк;
Кредиты и рефинансирование в Центральном банке;
2) Эмиссия акций (увеличение собственного капитала), что также нереалистично произвести в условиях проблем;
3) Привлечение субординированных займов. Банк может занять деньги у инвесторов на длительный срок (субординированные кредиты), которые в случае банкротства встают в очередь после обычных кредиторов, поэтому учитываются как «дополнительный капитал» (Tier 2 Capital в международной классификации);
4) Государственная поддержка и санация (то, что было в 2008 в США и в 2010-2012 в Европе);
5) Сокращение расходов и оптимизация деятельности.
Если ставки по депозитам высокие, а кредиты сокращаются из-за потери платежеспособности заемщиков и/или замедления инвестиционной активности по причине нерентабельности дорогих кредитов, — как это повлияет на банки?
Прежде всего в снижении спроса на депозиты (привлекаемые ставки будут снижаться), также банки вынуждены будут сокращать операционные издержки и/или пополнять капитал, и/или обращаться за поддержкой к ЦБ или изменять структуру активов.
Поэтому оперативным сигналом снижения спроса на кредиты и/или сокращения процентной маржи банков будет снижение ставок по депозитам ниже бенчмарков денежного рынка.
t.me/spydell_finance/6781
вот тут жадность может сгубить
но выкрутятся
Главным банкам государство поможет печатным станком в счет будущих доходов.
Чтобы сотый раз не повторять, Спайдел лучше всего ответил на этот вопрос. Но никто все равно не поверит.
Это так, если в банковской системе нет государства, как вкидывателя субсидий на всё хорошее. Государство не просто регулятор сейчас, а активный участник, подливающий денег в банковскую систему столько, сколько считает нужным.
Банк выдает кредит на хорошее и святое (оборонзаводу на снаряды), но выдает по льготной ставке в условные 13-14% вместо рыночных 27%. А льготную ставку субсидирует государство, выдавая деньги банку и доплачивая ему то, что он получил бы при рыночном кредите по текущей КС, деньги оно берет из ФНБ или под замороженные на западе активы так, будто бы они есть и их вернут. При этом хлопающаяся продукция швятого завода прибавочной стоимости не создает, денег становится больше, а товаров в экономике меньше.