«С каждой тонны есть убытки. Цена продажи не покрывает затраты», — сказал Аркадий Злочевский, глава отраслевого лобби «Российского зернового союза», прогнозируя, что доля России в мировой торговле пшеницей сократится с 26%.
«Рентабельность зерновых культур приближается к нулю. Компания сократила посевы озимой пшеницы на 30%. Сейчас есть два драйвера — соя и подсолнечник», — сказал Дмитрий Гарнов, генеральный директор «РостАгроГруп», владеющей землями в Пензенской и Саратовской областях вокруг Волги.
Рост цен на оборудование и топливо, высокие экспортные пошлины, повышение базовой процентной ставки, которая в октябре достигла 21%, поскольку центральный банк страны борется с инфляцией, а также отмена некоторых сельскохозяйственных субсидий также привели к снижению прибыли.
«Очевидно, что в 2022–2024 годах цена практически не изменилась, в то время как себестоимость производства зерна выросла как минимум на 28%», — сказал Сергей Лисовский, депутат Госдумы от Курганской области.
Лисовский утверждал, что высокая экспортная пошлина на зерно, введённая в 2021 году, а также растущие транспортные расходы для регионов, не имеющих прямого выхода к морским портам, также стали причинами низкой рентабельности.
«Поэтому на сегодняшний день фермеры не сеют зерно не из-за осенней засухи, а потому что ждут, какой будет цена, и ещё не приняли решение», — добавил Лисовский, имея в виду посев яровой пшеницы.
В самом плодородном регионе России, Краснодарском крае, рентабельность производства пшеницы по-прежнему составляет около 10%, но некоторые крупные местные хозяйства также задумываются о смене стратегии, поскольку засухи с каждым годом становятся всё более серьёзными.
«Многие хозяйства, которые специализировались исключительно на выращивании пшеницы, в этом году работали в убыток и столкнутся с очень серьёзными финансовыми трудностями, которые могут привести к банкротству», — сказал Левшунов.