Или царица наук, как говорила моя учительница по математике, а училась я в математическом классе.
Мне кажется, многие резиденты Смартлаба должны знать Алексея Савватеева — популяризатора математики в России. Буквально недавно у него вышла новая книга «Живая математика нематематическая книга о вдохновении, науке, образовании и жизни».
В ней нет математических формул, есть просто мысли интересного человека — о математике, современном образовании, о жизни.
Книга так и поделена на 3 части:
1 часть ЛИРИКА — где Алексей рассказывает о семье, детях, как пережил проблемы с алкоголем, отношению к Богу (Алексей верующий) и как это соотносится с научностью.
2 часть МАТЕМАТИКА — моя любимая часть о математике и ее роли в жизни человека. Мне было интересно прочитать как просто любителю математики и как маме толкового сына (2 класс).
Пару цитат:
- Есть такой анекдот. В школе на уроке математики учитель пишет на доске, а ученик поднимает руку и спрашивает: «Игорь Иванович, а мне разве пригодится вся эта ваша математика?». На что учитель отвечает: «Нет, она пригодится только умным детям».
- Математика — это язык Бога. Он дал нам его, чтобы мы могли обустроить нашу жизнь прилично.
- Занимаясь математикой человек прогрессирует во всех направлениях.
- Математика — самая сложная из всех существующих наук. Математика похожа на многоэтажное здание. Если ты не освоил предыдущий этаж, то следующий тебе будет недоступен.
- Математика, в отличие от других наук, развивалась 3000 лет без поворотов назад. Не так как физика: эта теория неверная, будет теперь новая. Физика не точная нуаука6 в ней нет логики, как в математике.
- Математиками рождаются или становятся? Математиками — рождаются.
- Оценки в школе не показатель. Пятерки по математике означают, что у человека есть способность к быстрому копированию, умению воспроизводить действия по заданному шаблону. Математика — это творчество, способность придумать решение самостоятельно, умение мыслить вне шаблонов.
- Красота мира — это красота математики!
- Где учиться математики — лучшие ВУЗы — МФТИ, мехмат МГУ.
3 часть
ОБРАЗОВАНИЕ
Алексей
ругает текущую систему образования, и что мы (страна) многое потеряла. Основные проблемы:
- низкие зарплаты и как следствие нехватка учителей, низкий авторитет учителя,
- цифровизация обучения, переход во многом на дистант — учитель должен учить в живую и минимизировать цифровые источники, из-за погони за новыми технологиями снизилось качество подготовки учителей — мало уделяется внимание предметной подготовке и психологической
- упрощение обучения
- ввод ЕГЭ. при этом отменять не надо — это слишком резко, но необходимо модернизировать экзамены
- огромное количество отчетов у учителя
При этом есть предложения по «спасению школы» :
— рост зарплат
— убрать экраны, электронные журналы
— учить хорошо учителей, чтобы шли в школу лучшие и талантливые
— свести до нуля любую отчетность
У кого есть дети, со многим согласятся. Выбрать хорошую школу, хорошим начальным образованием задача не из легких. Здесь большая ответственность ложится на родителях. Я почти каждый день с сыном решаю 5 сложных нестандартных задач по математики, много говорим и обсуждаем. Если видите у ребенка способности — надо помогать ему их раскрывать. Все отдавать на откуп школе нельзя. Я понимаю учителей, их нагрузку и зарплаты — требовать с них многого невозможно. Это системная проблема. Но книга мотивирует на расширение кругозора, как своего, так и наших деток.
Кому интересна математика и для детей 5-6-7-8-9 классов у Алексея есть продукт «100 уроков математики», но чаще смотрят и взрослые
https://www.youtube.com/playlist?list=PLqBfxn8OBMGrsA_YynaQWqHKhL7kEvL4X
Кому читать:
я поставила книге 4 балла, потому что она не для всех и чтобы не было лишних разочарований. Прочтение этой книги заняло 1 вечер. И это как беседа с очень умным человеком, выслушала его мнение, его отношение ко многим происходящим вещам в России. где-то соглашалась и кивала, где-то спорила.
Вообще, много аналогий с фондовым рынком. Рынок — это тоже частично математика, логика и настоящее искусство. Поэтому именно математики чаще успешны на рынке! Кстати, тоже поступала на мехмат КГУ (почти МГУ, только в Казани😀), и на учителя математики и английского языка. Поступила, но выбрала в итоге экономику (экономический ВУЗ).
— 13 лет: мне надо поступить в ВУЗ, английский знаю плохо, значит надо поступать туда, где нет вступительного по иностранному. Что остается? Математика, значит иду в физмат школу. Какая в Москве лучшая? Вторая, иду туда.
— 16 лет: мне надо поступить в ВУЗ. Куда поступать? Ну в июле на мехмат МГУ, а если не поступлю, то на прикладную математику в МИЭМ. Что делать после мехмата? А фиг его знает, сидеть в чисто теоретическом отделе неинтересно, к окончанию разберемся, где есть прикладная математика.
— те же 16 лет: предлагаем поступить на технический факультет ВШ КГБ, математика на уровне мехмата, работа в Москве и «крутые» стипендии и зарплаты. О, это круто и ясно что математика там прикладная. Не надо будет «париться» с таким поиском в конце обучения.
Были ограничения другого характера: национальность и место работы родителей. Последнее не должно было быть связано с публичным искусством и не более того.
А технический факультет ВШ КГБ в те годы был единственным в ВШ, куда брали выпускников школ, а не после службы в армии. Какой массовый блат мог быть во втором случае?
Как такие показатели могут говорить о массовом блате?
И современность это подтверждает!
Яхве, Элохим, Эл Элион, Ваал, Гор, Митра, Амон, Намму, Энки, Энлиль....
Да и с кем они говорили, с людьми или только сами с собой?
Бог Моиссею заповеди диктовал на языке математики или на аккадском?
Ладно, а Дьявол тоже на языке математики общался?
С кем, с другими богами или только с людьми?
есть классная серия фильмов про числа и гениальность природы.
цифры www.kinopoisk.ru/series/4919239/
Да и правда. Бог может математику знает, а вот паства...
Не поймет. С паствой жестче надо. Кары небесные. Вот какой язык понимает человек.
foma.ru/matematika-bozhestvennaya-realnost-dvulikiy-yanus-matematiki.html
Если до конца добить коротенькие заметки. На полях салфетки. То вопросов станет меньше. Или больше.
Можно с середины. Хошь с Андерсена, хошь с Августина...
— Э. Да. Читаищь?
— Читаю.
— Э. А яа. Счэтаю.
Хотя ради этого всё и начиналось. Чисто поля поделить, вино по бочкам разлить.
Не знал про его проблемы с алкоголем.
Но рассказывает интересно.
У него есть хороший цикл из 100 уроков по математике.
А вообще он вроде как ведущий спец в РФ по Теории Игр.
В общем — почитаем, спасибо.
Когда такое слышу про физику, начинают закрадываться сомнения в адекватности автора