Динамика поступления доходов и финансирования расходов в январе-сентябре 2024 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного дефицита в рамках переходного периода 2024 года.[1]
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2024 года составил 26 289 млрд рублей[2], что на 33,2% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+27% г/г), так и бюджетной системы в целом (+21% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.
В целом, объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам января-сентября 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№540-ФЗ с учетом изменений № 175-ФЗ от 12 июля 2024 года).
На основе уточненных параметров прогноза социально-экономического развития уточнена оценка ненефтегазовых доходов федерального бюджета, в пределах размера дополнительных поступлений которых увеличен резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам января-сентября 2024 года составил 26 120 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 23,3% г/г.
В целом, в 2024 году объем расходов федерального бюджета формируется исходя из размера первичного структурного дефицита равного 3,1 трлн рублей. Такая конструкция обеспечивает стабильный уровень заимствований и государственного долга в рамках переходного периода 2024 года.
По итогам января-сентября 2024 года федеральный бюджет сложился с профицитом в размере 169 млрд рублей, что на 1 619 млрд рублей выше уровня аналогичного периода прошлого года. По итогам года размер дефицита ожидается в пределах 2% ВВП.
* с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 октября соответствующего года
Минфин России обеспечивает исполнение поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, в том числе в части финансирования программ развития и формирования перспективного финансового плана на 2025-2030 гг. Параметры доходной базы и расходных обязательств федерального бюджета на 2025-2027 годы, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, обеспечивает первичный структурный баланс с 2025 года в соответствии с параметрами «бюджетного правила». Это будет содействовать усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
[2] Доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 октября 2024 года.
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39341-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_v_yanvare-sentyabre_2024_goda