Кто бы мог пару десятилетий назад предположить, что гигантские корабли грузового класса смогут курсировать по Северному морскому пути, при этом на пару недель опережая своих сотоварищей, шедших через Суэцкий канал. Но дело сделано — контейнеровоз Flying Fish 1 пришвартовался в порту Шанхая, пройдя рейс из Санкт-Петербурга мимо Мурманска, Диксона, Тикси и Анадыри всего за 21 день. Однако эксперты не спешат бить в фанфары.
Flying Fish 1 (Летучая рыба 1) один из крупнейших контейнеровозов, что работают в России, на его борту можно разместить 4834 TEU. Отправляя корабль в дальний путь сквозь льды и мимо белых медведей, грузить его полной программе не стали. Тем не менее 664 двадцатифутовых контейнера и 1727 сорокафутовых контейнера он доставил. Загрузка на 80% для первого маршрута по Севморпути вполне себе ударное путешествие. И как с такой массой на борту он на мель не сел?
— Проводки больших судов, обладающих соответственно большой осадкой, подразумевают плавание только по глубоководным маршрутам. Маршрут плавания контейнеровоза был разработан в «ГлавСевморпути» в соответствии с этим условием и со складывающейся и прогнозируемой на момент прохода ледовой обстановкой. Контейнеровоз успешно прошел Севморпуть за почти 6 суток со средней скоростью 15,5 узлов,— рассказал руководитель «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко.
Для Летучей рыбы вопрос сидения на мели далеко не праздный. В этом году он при заходе в Санкт-Петербург встал на дно возле порта Бронка. Вполне удачно (без повреждений корпуса) сняли его тогда местные профессионалы, за что и выкатили очень даже звонкий ценник. «Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии», —
писали тогда СМИ.
Чем кончилась эпопея с выплатой 800лямов выясним в другой раз. Раз в Китай он отправился опять-таки из Питера, загруженный на четыре пятых, значит всё в порядке с точки зрения финансов. Рейс Flying Fish 1 считается настоящим прорывом — выйдя из Петербурга, контейнеровоз типа Panamax, двигаясь вдоль арктического побережья дошёл до Китая всего 3 недели, что на 15 дней меньше, чем традиционный путь из Китая в Европу через Суэцкий канал. Фишка ещё и в том, что проходя мимо северных берегов России-матушки китайский контейнеровоз встретил по пути другой гигантский корабль грузового класса. Глобальное таяние ледников обнажило для нас совершенно немыслимые картины: два Panamax в 850 милях от Северного полюса. Всего же в 2024 году по СМП планируется совершить порядка 20 транзитных рейсов — в основном из России в порты Китая.
И вот вроде бы пора хоронить Суэцкий канал. Особенно на фоне постоянных обстрелов йеменских хуситов, которые за год в Красном море обстреляли почти две сотни кораблей, в том числе и представителей ВМФ США. Плюсуем сюда ещё и с десяток сбитых американских разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper.
— Наши вооруженные силы атаковали 193 судна, связанных с израильским врагом, а также с США и Великобританией. Среди результатов операций Йемена — нанесение ударов по израильскому врагу на территории оккупированной Палестины и нападение на связанные с ним корабли в Индийском океане, достигшие Средиземного моря. Кроме того, операции Йемена перешли на пятую стадию с развитием военного потенциала и производством ракеты «Палестина-2» и беспилотника Yaffa, — перечисляет достижения своих бойцов лидер мятежного шиитского движения «Ансар Аллах» Абдель Малик аль-Хуси.
Перспективы коммерческого судоходства вдоль Йемена торпедированы по полной программе. Остаётся только огибать Африку (пока какое-нибудь племя мумба-юмба внезапно не откроет для себя перспективы использования сверхзвукового оружия), что никак не позволяет сократить время в пути, гоняя товары из Европы в Азию. И результаты, продемонстрированные Flying Fish 1
в Севморпути, как бы намекают, что такие вот рыбы будут косяками переть мимо Мурманска, Диксона, Тикси и Петропавловска-Камчатского. Но есть одно большое но — зима близко.
— Несмотря на расширение ледокольного флота России, сделать конкурентную среду в этой области практически невозможно. В силу и высокого порога входа на этот рынок, и пока крайне ограниченного объёма рынка. А потому расходы на услуги ледоколов могут быть весьма значительными, что будет сказываться в пользу выбора маршрута доставки привычным (западным) путём для большинства компаний-перевозчиков. Однако в условиях ограничений пропускной способности Суэцкого канала, маршрут доставки через СМП должен быть востребованным в обозримой перспективе. Но мы же вкладываемся в производство гражданской авиации. Хотя это заведомо убыточный проект. А из СМП в перспективе 20−30 лет вполне можно будет извлечь и коммерческую составляющую, если к этому подключатся страны Азии и Европы, — уверен кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев.
Так что можно не сомневаться, что первая китайская ласточка последней точно не окажется. Особенно с такой скоростью продвижения.
«Всего же в 2024 году по СМП планируется совершить порядка 20 транзитных рейсов» 19,000 и 20 — тут никакого противоречия не видно?
Чего вы там гонять собрались с одного конца в другой мимо чукч и ведмедей ))
Вообще-то, давно пора понять, что прямой путь через Евразию вдвое короче, чем вокруг неё. Грузовые дирижабли от 200 тонн экономичнее автомобиля.
Присадка к водороду даёт дешевизну и взрыво-безопасность.
Только дирижабли обеспечат экономическое освоение необъятных просторов России. И это ж какой рынок сбыта дирижаблей в Латинскую Америку и Африку, где бездорожье такая же проблема, как в России.
Вот куда надо было вкладываться РУСАЛу, а не ломиться в США под иностранное управление.
aeroscraft.com Прототип в 66 тонн успел полетать на привязи, пока его не придавило крышей ангара.
topwar.ru/85061-kitay-ispytal-dirizhabl-ohotnik-za-avianoscami.html
dzen.ru/a/ZLpJcExjyRSKj10k 2023 год
таки да))
всем хорош севморпуть, да мелковат-с...
раньше-то люди похитрей были, пихали туды не одну большую лоханку, а колонну маленьких. так и пролазили.
Юрий Шабалов, я еще не дочитал, но вроде не аналог все же. Что-то эта тематика прошлую неделю отовсюду лезла.
pikabu.ru/story/kasatelno_novosti_severnyiy_morskoy_put_istoricheskiy_moment_11869344#comments
каждый регион будет искать своей выгоды и БЕЗОПАСНОСТИ перевозок...
деньги не главное-главное товар....
поэтому мы ищем новые пути которые будут под нашим контролем...
и если перевозка будет в два раза дороже-главоне доставить товар...
особенно еду и оружие....
а по деньгам-сочтемся...
обмен, бартер -клиринг....
Прошло 3,5 судна до Питера и все утихло.
Через хуситов стабильнее, эффективнее, дешевле и массивные объемы получаются.
Ну что ж ждем еще 4 года.
Напоминает историю с валютой БРИКС.
PS: «Вот, вот, вот, вот, вот, вот....» — Майтрейд